The Russian America - http://therussianamerica.com/news
Кризис доверия в стране

Леонид Белявский
 
 Леонид Белявский
 
 09/3/2013
 

Опросам тоже мало верят

 

 

 

 

 

По мнению социологов в стране в последнее время усилился кризис доверия власти. Опросы общественного мнения ошеломляют: всего около 20 процентов американцев доверяют правительственным институтам. Как отмечает профессор Леонид Гольдин «Власти обвиняются в услужении большому бизнесу, но банки и корпорации утверждают, что жесткий госконтроль разрушает частную инициативу и порождает стагнацию. «Низы» обвиняют правительство в забвении их интересов, требуют большей помощи, но никогда за всю историю не получали государственной поддержки». Гольдман делает и другое немаловажное замечание: «Исполнительную власть, парламент, партии обвиняют в популизме». Заговори они по-другому, кто же их выберет?

Практика показывает, что невзвешенные решения президента или Конгресса усиливает разочарование простых людей в демократичности строя. Так, известно, какой резонанс вызвало пристрастие, с которым налоговая служба проверяла некоммерческие оппозиционные организации. Еще больший накал критики вызвали сообщения о требовании министерства юстиции в рамках политики преследования утечек конфиденциальной информации о предоставлении ему полного списка телефонных звонков сотрудников Ассошейтед пресс, а также выдача ордера на досмотр электронной почты Джеймса Розена из Fox News. Более того, оказалось, что спецслужбы собирали информацию обо всех звонках абонентов компании Verizon. Они имели также доступ к оборудованию популярных интернет-сервисов. Можно понять настроение в лагере республиканцев, говорящих, что эти действия демократов могут затмить даже Уотергейт. В сети даже появилось требование с отставкой Обамы. И мало кого успокоили заверения президента, что эти действия вызваны соображениями безопасности.

Масла в огонь подлили действия морского пехотинца Бредли Мэннинга, а затем и Сноудена, сообщивших общественности о секретной деятельности спецслужб и Пентагона. Суровый приговор Мэннингу не может объяснить, как страна, считающая себя идущей в авангарде борьбы за права и свободы человека, так грубо нарушала эти права и свободы. Как говорил Крылов в басне: «В чужом глазу соринку замечает, а у себя бревна не видит».

Армия

Опросы показывают, что наибольшим доверием среди государственных институтов пользуются вооруженные силы. Однако, некоторые события негативно повлияли на их репутацию. Это секс-скандал, в котором главным лицом оказался генерал Петрус. Многие видели в нем образец компетентности и офицерской чести. Болезненно отражаются сообщения о сексуальном насилии в армии, которое увеличиваются из года в год. Негативно на авторитете армии сказываются и грубые издевательства над военнопленными и гражданским населением в Ираке и Афганистане. По мнению социологов, главная проблема заключается в нарушениях использования командным составом огромных финансовых ресурсов, которые нередко носят криминальный характер.

Четвертая власть

Так обычно называют средства массовой информации, которые, к сожаленью, в последнее время стали крайне тенденциозны. В обществе усилилось недоверие к СМИ.

Сейчас основным источником информации являются электронные медиа. Хотя интернет плюралистичен, здесь есть немало взаимоисключающих фактов и откровенных спекуляций. Поэтому уровень доверия к интернету – невысок. В большей степени жители страны доверяют телевидению, но и здесь есть проблемы. Не всем телеканалам доверяют зрители. По данным общенационального опроса, CNN доверяют только треть телезрителей, в их числе 22 процента республиканцев и 46 процентов демократов. У Fox News среди телезрителей – 50 процентов – республиканцы, и 12 процентов – демократы. По мнению 35 процентов зрителей Fox News, этот канал – самый недостоверный источник информации. Другим ведущим телекомпаниям доверяют только 13 процентов телезрителей, из которых 10 процентов республиканцы и 15 – демократы.

Еще резче проявляется партийное размежевание читателей газет. «Нью-Йорк Таймс» верят только 4 процента республиканцев, а «Уол Стрит Джорнал» только 6 процентов демократов. Наиболее критичны в отношении СМИ консерваторы и представители пожилого возраста, а позитивны – большинство либералов и молодежь. В целом, по данным института Гэллапа, масс-медиа доверяют только 43 процента американцев. Это самый низкий уровень после 1970 года.

Спорт, искусство, наука

Может быть, к этим сферам человеческой деятельности уровень доверия более высокий? В прошлом это имело место. Все уважали спортивных звезд. Но в последнее время болельщики пережили не одно шокирующее событие из мира спорта. Многих результатов спортсмены добивались за счет применения запрещенных препаратов.

Резко упал уровень доверия к произведениям искусства, поскольку по свидетельству многих знатоков, на арт-рынке до 40 процентов работ являются фальшивыми.

Некоторые социологи полагали, что бастионом доверия являются научные исследования. Но и здесь общественность ждало горькое разочарование. В гуманитарных науках преобладают субъективные оценки, нередко идеологизированные. Представители точных наук также подвержены соблазнам и искушениям не меньше, чем другие искатели денег и славы. Конкуренция между ними не меньше, чем в финансовой сфере, а моральные принципы – не крепче. Научная недобросовестность есть даже среди кандидатов на Нобелевскую премию.

Особую тревогу вызывает развитие медицинской науки. Злоупотреблений здесь не меньше, чем в любой области оборота капитала. По данным журнала «Nature» только 11 процентов результатов в области онкологии были подтверждены при проверке в других научных центрах. Трудно доверять рекомендациям в области лечения больных, когда на первом месте стоят интересы медицинского бизнеса, фармацевтических компаний, страховых агентов. Мало, кто задумывается, что многие препараты могут принести больному больше вреда, чем пользы.

Американцы потребляют больше, чем все другие страны вместе взятые, препараты, воздействующие на психику человека: от снотворного и успокоительных лекарств до искусственно повышающих активность мозговой деятельности. И это несмотря на то, что психическое и физическое состояние американцев совсем невысоко по сравнению с развитыми странами.

Семейные отношения

Недоверие проникает не только в сферу отношений личности с обществом, но и в семейные. Психологи и юристы отмечают, что часто семейная жизнь начинается с контракта об условиях развода. Такие вопросы взаимоотношений между детьми и родителями как займы, наследство, заключение финансовых документов зачастую оформляются в виде юридических обязательств и заверяются нотариусом.

Религия

По данным института Гэллапа доверие к организованной религии оказывается на самом низком уровне и составляет 44 процента. Посещаемость религиозных учреждений постоянно снижается. Несмотря на эти данные, страна остается глубоко религиозной. Девять из десяти американцев не сомневаются в существовании Бога, верят, что он любит и заботится о них. Семь из десяти верят в загробную жизнь, в то, что в судный день они ответят за свои грехи. Прав социолог Гольдин, когда говорит, что США являются страной высокой толерантности и веротерпимости, что американцев Бог любит такими, какие они есть.

Восемь из десяти жителей страны верят, что Бог и по сию пору творит чудеса, что их непоколебимая вера в Создателя и его активное участие в земных делах есть одно из чудес, которому наука не дает объяснения.

Вместо заключения

 Многие исследователи признают, что столь популярным опросам общественного мнения, которые охватывают все сферы социальной и частной жизни, тоже мало кто верит. Социологи часто в угоду заказчикам манипулируют постановкой вопросов, интерпретация результатов всегда субъективна.

Конечно, среди социологов могут быть недобросовестные люди. Отрицать, что отдельные из них могут в угоду заказчикам манипулировать постановкой вопросов, разумеется, нельзя. Мнение одного интервьюируемого носит субъективный характер. А если число ответов совпадает у значительного количества респондентов, то они уже не являются субъективными и их, думается, следует учитывать как объективные данные, заслуживающие доверия.

Леонид Белявский, кандидат исторических наук, Даллас, Техас