The Russian America - http://therussianamerica.com/news
Отец гастрофизиологии

Рувим Канторович
 
 Рувим Канторович
 
 09/3/2013
 

Он убирал помещение, мыл бутылки и склянки, выполнял процедуры, назначаемые врачом

 

 

 

 

 

Сын фермера из Коннектикута, Вильям Бьюмонт родился в 1785 году в городе Лебанон.

Мальчишкой Вильям покинул родительский дом и отправился на поиски приключений. Во время странствий у него возник чрезвычайный интерес к медицине. Добравшись до Вермонта, Вильям устроился на работу к знаменитому врачу. Он убирал помещение, мыл бутылки и склянки, выполнял процедуры, назначаемые врачом. Таким образом, Бьюмонт с помощью этого врача получил свое медицинское образование. В те времена система медицинского образования предполагала, что подающие надежды врачи совершенствуют свои умения не в медицинских школах, а в помощниках у практикующих врачей.

Он начал службу в американской армии ассистентом хирурга. Зимой 1822 года армейский гарнизон, в котором служил Бьюмонт, располагался в Форте Макинас (штат Мичиган). Здесь же размещался главный обменный пункт торговой компании, скупающей меха. В это время охотники за мехами, франко-канадцы, возвращались из своих экспедиций. В одном из магазинов компании группа охотников праздновала свое возвращение. Подвыпившие гуляки затеяли спор. Внезапно раздался выстрел, и девятнадцатилетний канадский индеец Алексис Мартин свалился на пол с двумя ранами – в грудь и область желудка.

На выстрел прибежал армейский врач Бьюмонт. Осмотрев раненого, он пришел к неутешительному выводу, что жить парню осталось недолго. Но он все-таки промыл и перевязал раны Мартина, и отправил его в армейский госпиталь.

Заботливо ухаживая за раненым, Бьюмонт с радостью убедился, что крепкий организм индейца победил смерть. Юноша начал поправляться. Только рана в желудке не затягивалась. Ее приходилось все время прикрывать, чтобы не вывалилась пища.

Три долгих года доктор Бьюмонт ухаживал за Мартином. Два раза в день он перевязывал ему рану. Наконец, госпиталю надоело содержать индейца, и Бьюмонт взял его в свой дом. Хотя Мартин становился все крепче и крепче, рана в желудке не заживала.

Когда Бьюмонта перевели в Форт Ниагара, он взял с собой Мартина. Занимаясь лечением его открытой раны в желудке, доктор решил изучить неизвестный доселе науке процесс переваривание пищи. Это был уникальный шанс. И Бьюмонт его использовал.

В Форте Ниагара было несколько врачей и с их помощью Бьюмонт приступил к исследованиям. Дыра в животе Мартина (желудочный свищ) давала Бьюмонту уникальный шанс подсмотреть, что там происходит внутри. «Можно было заливать туда воду через воронку – писал он, – или закладывать еду ложкой, и вытягивать сифоном то и другое обратно. Я часто закладывал в дыру пищу, сырую и приготовленную, чтобы узнать, как долго та будет перевариваться. Однажды я заткнул отверстие тампоном из сырой говядины вместо ваты и обнаружил, что менее чем за пять часов внутренняя его часть переварилась: остался только ровный срез – как если бы кусок отсекли ножом». На шелковый шнурок он нанизывал кусочки говядины, сырого свиного мяса, листья капусты и другие виды пищи. Затем он помещал этот шнурок в желудок Мартина. Каждый час Бьюмонт вытаскивал шнурок и отмечал, как происходит пищеварение. Он проводил анализы кусочков пищи, перевариваемых в желудочном соке. Измеряя температуру в желудке, врач установил, что она незначительно повышается при пищеварении. А ведь в то время бытовало мнение, что желудок – это печь с высокой температурой.

Бьюмонт повез Мартина в штат Нью-Йорк, где показывал своего подопечного многим докторам и консультировался с ними. Мартин к этому времени изрядно устал от визитов и экспериментов, его потянуло на свободу, и он удрал домой в Канаду.

Через несколько лет, когда Бьюмонт служил в Висконсине, он через агента меховой компании связался с Мартином и пригласил его снова к себе. На этот раз индеец приехал с женой и двумя детьми. Доктору пришлось содержать свою семью и семью Мартина на армейское жалованье в 45 долларов. И хотя Бьюмонт был все время загружен работой (войны с индейцами продолжались, и было много раненых), он возобновил свои исследования.

После четырех лет работы Бьюмонт взял шестимесячный отпуск для окончания последней серии экспериментов и написания книги. В 1833 году книга «Наблюдение и опыты над желудочным соком и физиология пищеварения» была написана и опубликована. Ученые и врачи высоко оценили научный труд Бьюмонта. Доктор совершил еще одну поездку с Мартином в Вашингтон и другие города, после чего Мартин уехал в Канаду. И хотя переписка с доктором продолжалась, индеец приехать к Бьюмонту больше не пожелал.

Следует сказать, что все исследования желудка доктор проводил очень осторожно, стараясь ни в малейшей степени не навредить пациенту. Мартин после случившегося ранения прожил еще более 50 лет.

Бьюмонт совершил своеобразный подвиг. С незначительными средствами, заработанными собственным трудом, с примитивным оборудованием он открыл закономерности пищеварения. Наиболее важным в его открытии было то, что съедаемая пища переваривается желудочным соком, важным компонентом которого является соляная кислота.

После опубликования своей книги Бьюмонт возвратился в активной деятельности армейского врача. Его послали хирургом в Сент-Луисский Арсенал. В июле 1833 года Бьюмонт с женой и детьми приехал в Сент-Луис. Он поселился в доме на Первой улице, где сейчас находится мемориал.

Нелегкой была жизнь армейского врача-хирурга, но она обогатила Бьюмонта большим опытом. А книга, написанная им, сделала его знаменитым. В 1839 году он ушел в отставку, и начал заниматься частной практикой. Вскоре он стал одним из преуспевающих врачом в Сент-Луисе.

Активная деятельность доктора Бьюмонта в Сент-Луисе привела к созданию первого медицинского общества в Миссури и первого медицинского колледжа западнее реки Миссисипи. В этом колледже Бьюмонт был профессором хирургии. В 1841 году доктор Бьюмонт избирается президентом Миссурийского медицинского общества.

Известный в те годы хирург Сэмюэль Гросс писал о Бьюмонте: «Я нахожу доктора Бьюмонта приятным и обходительным джентльменом, интересным собеседником, энтузиастом своей профессии». После увольнения из армии Бьюмонт купил дом с участком на окраине города, но через несколько лет дом пришлось продать и переехать в даунтаун.

Дело в том, что началась эпидемия холеры. Доктор Бьюмонт, работая день и ночь, вынужден был всегда находиться в городе.

Когда эпидемия холеры закончилась, жизнь доктора Бьюмонта стала относительно спокойнее. Только такой спокойной жизни ему хватило всего лишь на четыре года. Как-то, возвращаясь после визита к больному, Бьюмонт поскользнулся и неудачно упал. Конечно, это был просто несчастный случай, от которого доктор оправиться уже не смог. Его смерть наступила 25 апреля 1853 года.

Жители города Сент-Луис не забыли доктора Вильяма Бьюмонта. Его именем названы улица, школа, медицинские учреждения. А его научный труд не потерял актуальности и в наши дни.

Алексис Мартин умер в возрасте 86 лет в Канаде 24 июня 1880 года. Его семья намеренно продержала труп под палящими лучами солнца в течение четырех дней, а затем захоронила его на католическом кладбище в безымянной могиле, чтобы никто не смог использовать в дальнейших исследованиях то, что осталось от его желудка. Годы спустя, в ознаменование вклада Мартина в медицинскую науку, внуки наконец-то указали место его захоронения около церкви, на стене которой и была установлена мемориальная доска.

Рувим Канторович, наш корр., Сент-Луис Миссури

На снимке: дом, где родился и вырос Бьюмонт