Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Главная  »  Газета "Русская Америка"  »  Права человека  »  Кто старое помянет…
    Кто старое помянет…
     Лев Гончаров |  08/1/2013 | Рейтинг:
    Анжела Дэвис: из преступников в профессора

     

     

     

     

     

    Ситуация с некоторыми из наших соотечественников, заключенных в тюрьмах США оставляет желать лучшего. Когда ребята вернутся домой, и где политическое влияние, которое родина некогда оказывала?

    Я обратился к юристу с вопросом: «Что грозит человеку, если он приобретает и проносит огнестрельное оружие подсудимым, которые, при помощи этого оружия берут в заложники судью, прокурора и членов жюри в зале суда, скрываются, устраивают перестрелку с полицией, убивают этим оружием судью, и в результате событий погибают подсудимые, прокурор, и член жюри?» Юрист ответил: «По меньшей мере, должность профессора Университета Калифорнии в Санта-Крузе по специальности истории развития разума». Я опешил…

    В январе профессору Анжеле Дэвис, уроженке Алабамы, исполнилось 69 лет. Она преподавала на кафедре развития разума и феминистских исследований Калифорнийского университета в городе Санта-Круз, а потом вышла на пенсию. А ведь совсем недавно, юная тогда Анжела Дэвис вступила в коммунистическую партию и занималась общественной деятельностью в тюрьме Сан-Квентин, где у нее возникли сильные чувства по отношению к одному из содержавшихся там соратников. Недолго думая, она приобрела оружие, и через пару дней произошло похищение в зале суда, закончившееся трагедией.

    Анжелу начали искать, поиски продолжались пару месяцев. Судья Алан Смит обвинил ее, согласно калифорнийским законам, в похищении и убийстве, и выписал ордер на арест. Сам Эдгар Гувер занес ее в список самых опасных преступников, где она стала третьей по счету женщиной. Дэвис тщательно скрывалась и передвигалась только по ночам, чтобы ее не обнаружили. Президент Никсон назвал Анжелу опасной террористкой, после того, как агенты ФБР арестовали ее в мотеле штата Нью-Йорк. Несколько месяцев она провела в тюрьме, после чего сделала заявление о своей невиновности. Волна поддержки Дэвис в США выплеснулась за пределы страны, и захлестнула десятки стран по всему миру, включая Советский Союз. Церкви, фермеры, и филантропы помогли Анжеле выйти из тюрьмы под залог. Во время суда защита предприняла революционные для того времени шаги. Адвокат нанял психолога для подборки благосклонного жюри, а так же экспертов для анализа свидетельских показаний в пользу обвиняемой. Но самое главное, опыт Анжелы, как заключенной американской тюрьмы, заставлял ее восстать против тюремно-индустриального комплекса США. В этом ее поддержали музыканты и общественные деятели. Ее освободили.

    Дэвис занималась политикой, путешествовала, преподавала, и получила множество наград за свою деятельность, о чем многие знают довольно подробно. Анжела была в СССР, ГДР и на Кубе, встречалась с Брежневым, Кастро, и Хонеккером. Знали ли советские люди, в чем обвинялась Анжела? Никто из тех, кого я спрашиваю, ни теперь, ни раньше, не знали, в чем заключались эти обвинения. Однако международное давление было столь существенным, что Анжела Дэвис смогла стать международной знаменитостью и получить не тюремный срок и не высшую меру наказания США в виде смертной казни, а позицию в одном из самых престижных университетов мира, завоевав авторитет гуманиста и борца против застенков системы. Так почему же сейчас международное влияние так мало, что уже несколько лет не получается не только вызволить, но и даже вернуть на родину наших соотечественников, сидящих в тюрьмах США по сфабрикованным обвинениям?

    Относительно ситуации я задал вопрос защитнику пилота Ярошенко, Алексею Тарасову, который только что сделал доклад по правовой ситуации в США на конференции в Сан-Франциско.

     – На данный момент в деле Константина Ярошенко подано ходатайство в апелляционный суд на повторное рассмотрение этого дела. Константин стойко переносит те ужасные условия содержания, в которых он оказался. Он находится на территории бывшей военной базы в городе Форт-Дикс, штат Нью-Джерси. Тюрьма представляет из себя старые бараки для военных. Ему не оказывается медицинская помощь. Несмотря на это, он пытается держаться и верит в то, что его не оставит родная страна.

    Адвокат напомнил, что никаких партий наркотиков или самолетов для транспортировки грузов, которые фигурируют в обвинении нашему соотечественнику, в природе просто не существует (в деле это вовсе и не пытаются скрывать), а все обвинение строится лишь на разговорах, которые были инициированы в целях создания этого обвинения, несмотря на то, что Ярошенко находился далеко за пределами США и североамериканского континента.

    Как я понял из слов адвоката, если в любом разговоре заходит речь о каких-либо гипотетических наркотиках, то любого человека, из любой точки мира теоретически (и практически) могут посадить в сырые и душные застенки где-нибудь на болотистых окраинах полузаброшенного города на неопределенное время, не требуя при этом ни доказательств вины, ни каких-то шагов со стороны обвиняемого по осуществлению того, в чем его обвиняют…

    Одним из ключевых моментов тут является применение американской «экстратерриториальной юрисдикции», как объяснил Алексей Тарасов, который предоставлял на эту тему развернутый доклад на конференции по случаю 40-летнего юбилея  Конгресса Русских Американцев в Сан-Франциско. Конференция состоялась 26 июля 2013 года, на ней присутствовали лидеры русскоязычных общин из многих штатов  США, посол Российской Федерации в США Сергей Кисляк, представители МИДа России. Обсуждались международных отношения между Россией и США. Юридические и правовые вопросы оказались в центре внимания доклада адвоката Алексея Тарасова.

    – Доклад об ограничении экстратерриториальной юрисдикции США напрямую касался таких арестов и выдвигаемых по ним обвинений, как в деле Константина Ярошенко. В последние несколько лет такие случаи с задержанием российских граждан за пределами США и последующей их доставки в США существенно участились. Эти люди никогда до этого не ступали на территорию США, и вдруг оказываются арестованными в третьих странах, по обвинениям, выдвинутым американскими судами, после  этого их переправляют в США, иногда легально, а иногда нелегально, как в случае с Ярошенко, признают виновными и приговаривают к длительным срокам лишения свободы. Экстратерриториальная юрисдикция, это когда одна страна заявляет, что ее законы имеют прямую силу действия на территории другой страны. Однако действие национального закона за пределами страны предотвращается целым рядом ограничений, которым не уделяется практически никакого внимания со стороны американского правосудия.

    Необходимо, чтобы эта тема поднималась чаще в средствах массовой информации и доводилась до широкой публики, так как даже суды, по словам Тарасова, зачастую не способны разобраться в вопросах экстратерриториальной юрисдикции.

    Возникает вопрос об адекватности системы правосудия США в целом, даже по отношению к собственным гражданам, не говоря уж об иностранцах, отношение к которым складывалось в годы холодной войны и по фильмам Голливуда. При этом забывается, что речь идет о судьбах реальных людей, а не о вымышленных героях триллеров. Многие гадают, что стоит за миссией Эдварда Сноудена? Возможно ли, что действия Сноудена это способ Вики Ликс смягчить приговор Бредли Мэннингу, который отвечает за то, что, будучи простым рядовым, предал огласке огромные объемы сверхсекретных данных? Даже министр юстиции США Эрик Холдер гарантирует соблюдение прав Сноудена в США, и что выдвигаемые ему обвинения не предусматривают приговора о смертной казни. Значит ли это, что и приговор Мэнгингу теперь не будут вынесен в виде смертной казни, пока Сноуден остается за пределами США, привлекая внимание общественности? В таком случае, по оглашению приговора Мэнингу в виде тюремного срока любой длительности, есть вероятность, что Сноуден самостоятельно вернется в США через какую-нибудь третью страну.

    Однако, ссылаясь на опыт Анжелы Дэвис, и других жертв тюремной системы США, значительный срок заключения в тюрьмах Соединенных Штатов может также рассматриваться равносильным, или значительно худшим вариантом, чем смертная казнь. Об этом аспекте исправительной системы писал Джордж Оруэлл в своем триллере 1984.

    Все нарушения прав заключенных охраной, а так же другими заключенными с попустительства охраны, низкие санитарные нормы, отказы в необходимом медицинском внимании, неправомерное помещение в карцер, избиения, изощренное психологическое давление заставляют рассматривать тюремные сроки как необычное и изощренное наказание, запрещенное в США законодательно.

     Психологическая изоляция, депривация, истощение голодом и целый набор других режимных средств применяется, например, против Виктора Бута и других соотечественников, содержащихся в тюрьмах США. В практике юристов бывали случаи, когда охранники тюрем не давали длительное время арестантам пищу, после чего бросали в камеру гамбургер, с целью разжигания неприязни и потасовок внутри населения камеры, зачастую адресно направляя неприязнь против выбранной жертвы. По этому поводу можно процитировать отрывок из художественного произведения Джорджа Оруэлла, который в деталях описал психологические нюансы пенитенциарной системы:

    – В комнату сто один, – сказал офицер.

    Лицо арестанта, и без того бледное, окрасилось в такой цвет, который Уинстону до сих пор представлялся невозможным. Оно приобрело отчетливый зеленый оттенок.

    – Делайте со мной что угодно! – вопил он. – Вы неделями морили меня голодом. Доведите дело до конца, дайте умереть. Расстреляйте меня.

    Повесьте. Посадите на двадцать пять лет. Кого еще я должен выдать? Только назовите, я скажу все, что вам надо. Мне все равно, кто он и что вы с ним сделаете. У меня жена и трое детей. Старшему шести не исполнилось. Заберите их всех, перережьте им глотки у меня на глазах – я буду стоять и смотреть.

    Только не в комнату сто один!

     – В комнату сто один, – сказал офицер.

    Вся система наказаний, особенно во время длинных сроков, превращается в современный аналог комнаты 101, в застенках которой могут влезть внутрь человека и сделать такое, от чего человек никогда не оправится, вытравливая и выжигая изнутри все человеческое. Оруэлл описывает этот нюанс целенаправленного воздействия системы так:

    – Иногда, – сказала она, – тебе угрожают чем-то таким... таким, чего ты не можешь перенести, о чем не можешь даже подумать. И тогда ты говоришь: «Не делайте этого со мной, сделайте с кем-нибудь другим, сделайте с таким-то». А потом ты можешь притворяться перед собой, что это была только уловка, что ты сказала это просто так, лишь бы перестали, а на самом деле ты этого не хотела. Неправда. Когда это происходит, желание у тебя именно такое. Ты думаешь, что другого способа спастись нет, ты согласна спастись таким способом. Ты хочешь, чтобы это сделали с другим человеком. И тебе плевать на его мучения. Ты думаешь только о себе.

    Очень похоже, что «участникам» несуществующих преступлений, обвиненных в сговоре, кто побывал в руках у Оруэлловской полиции мысли, уже нет спасения, если они сломлены физически и духовно, словно осыпающаяся гора, распадаются на глазах, по словам того же Оруэлла.

    Пересуды по поводу того, кто или что именно стоит за Сноуденом, никакой пользы России не приносят, пока она является ведомым игроком в этой ситуации.

    А тем временем родные граждане томятся и угасают в США за решеткой по сфабрикованным голливудскими фильмами и провокаторами обвинениям.

    Смогут ли к юбилею Анжелы Дэвис, к ее семидесятилетию в январе 2014 года, наши соотечественники Виктор Бут и Константин Ярошенко вернуться домой и воссоединиться со своими семьями?... Ведь никаких реальных преступлений  ни Бут, ни Ярошенко не совершили.

    Лев Гончаров
    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today