Согласно докладу, в 2012 году Россия, Китай и Узбекистан вошли в число стран, которые не только не отвечают минимальным требованиям, предъявляемым в рамках борьбы с торговлей людьми, но и не прилагают значительных усилий, чтобы улучшить ситуацию.
Соседями России по этому списку оказались, среди прочих, Северная Корея, Сирия, Ливия и Судан.
В российском министерстве иностранных дел заявили, что США «используют неприемлемый методологический подход, по которому государства делятся на рейтинговые группы в зависимости от политических симпатий».
Китайское внешнеполитическое ведомство призвало США «прекратить выступать с безосновательными оценками».
Согласно существующему порядку, государства c низким рейтингом могут стать объектом санкций – отказа от финансирования образовательных и культурных обменов, несогласия США на получение странами помощи МВФ и Всемирного банка.
Санкции могут вступить в силу 1 октября 2013 года, если президент США не примет решение не применять их в связи с тем, что они не соответствуют национальным интересам Соединенных Штатов.
В Москве возможность санкций назвали «недружественным шагом» и в случае их введения пообещали дать адекватный ответ.
«Сама постановка этого вопроса вызывает возмущение. Такой поворот противоречил бы целям дальнейшего позитивного развития российско-американских отношений и конструктивным договоренностям, достигнутым президентами России и США в ходе недавней встречи в Лох-Эрне», – говорится в комментарии уполномоченного по правам человека МИД России Константина Долгова.
Рабский труд
Согласно официальной статистике государств, в 2012 году пострадавших от торговли людьми в мире насчитывалось 40 тысяч человек, в то время как по подсчетам исследователей их число превышает 27 миллионов. Как говорится в докладе, Россия остается одновременно пунктом ввоза и вывоза мужчин, женщин и детей, подвергающихся принудительному труду и сексуальной эксплуатации.
По оценкам российского Центра миграционных исследований, рабским трудом на территории России занимается около миллиона людей.
Помимо того, что такой труд не оплачивается, работники зачастую живут в непригодных для этого помещениях, подвергаются физическому насилию и лишаются документов.
По данным на 2012 год, в таких условиях в России работают как собственно россияне, так и уроженцы стран Центральной Азии, Европы, Северной Кореи и Вьетнама.
В числе прочего, принудительный труд используется в сельском хозяйстве, розничной торговле, производстве одежды и в компаниях, оказывающих помощь в ведении домашнего хозяйства.
В докладе напоминается, что в 2012 году в Подмосковье была обнаружена текстильная фабрика, нелегальным работникам на которой запрещалось покидать здание. Рабочие подвергались побоям, не получали достаточного питания и медицинской помощи.
Правозащитная организация Human Rights Watch сообщала об эксплуатации рабочих на строительстве олимпийских объектов в Сочи. По данным организации, в некоторых случаях подрядчики не только нарушали условия контрактов и не оплачивали труд рабочих, но и не отдавали им их паспорта и разрешения на работу.
Поступали сообщения о том, что рабским трудом на дальнем востоке занимаются граждане Северной Кореи, въезжающие в страну по межправительственному соглашению для участия в вырубке леса, говорится в докладе.
Депортация пострадавших
По оценкам госдепартамента США, российские власти не прилагают достаточных усилий для распространения информации о проблеме рабского труда: в 2012 году была издана одна посвященная этому вопросу брошюра.
Специально созданная для борьбы с торговлей людьми межведомственная комиссия не провела ни одного заседания. Кроме того, в докладе отмечается, что за 2012 год российские власти депортировали несколько сотен мигрантов, занимавшихся принудительным трудом в Москве и Московской области, а также возбудили уголовные дела в отношении мигрантов, которые провели в рабстве более десяти лет.
В феврале этого года составитель доклада госдепа Луис Дебака обсуждал сотрудничество в области борьбы с рабством с председателем Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым.
Тогда стороны говорили о необходимости развивать сотрудничество на уровне контактов между неправительственными организациями.
Встреча проходила через полгода после того, как в России был принят спорный закон об «иностранных агентах», и за месяц до того, как в некоммерческих организациях в России начались массовые проверки.
Валерий Грибанов