«За портерхаус-стейком и вишневым пирогом на уединенной калифорнийской вилле в начале этого месяца президент Обама сурово отчитал председателя КНР Си Цзиньпина за противоречия Китая с его соседями», – пишут Марк Лэндлер и Питер Бейкер в статье в The New York Times.
«На следующее утро Си Цзиньпин нанес ответный удар, обвинив США в применении той же хакерской тактики, которую они приписывают Китаю», – говорится в статье.
«Десять дней спустя, в Северной Ирландии Обама провел другую напряженную встречу с язвительным лидером – президентом России Владимиром Путиным», – отмечает издание. Обама попытался разрядить атмосферу, пошутив о том, как возраст ослабляет их спортивные навыки. Путина, который на десять лет старше Обамы и который у себя дома отбивается от вопросов о состоянии его здоровья, кажется, это задело. «Это президент Обама хочет меня расслабить, говоря, что он становится слабее», – сказал он с натянутой улыбкой.
Хотя ссоры с лидерами двух противников США в холодной войне – не новость, эти две болезненные стычки подчеркнули сложную реальность, с которой приходится иметь дело Обаме: а именно, что его основные визави на мировой арене – ему не друзья, и они не предпринимают ни малейшей попытки замаскировать эти противоречия дипломатическими тонкостями, отмечают авторы статьи.
«Даже его друзья не всегда так уж дружелюбны», – отмечают Лэндлер и Бейкер.
«Обаму приветствовали с распростертыми объятиями, особенно в Европе, и некоторых питали нереалистичные ожидания относительно него», – приводит слова американского дипломата Николаса Бернса издание. «Людям не нравится то, что американские интересы от одной администрации к другой остаются прежними», – говорит Бернс.
Рассматривая американскую внешнюю политику за последние годы, авторы упоминают поддержку Обамой таких лидеров, как недавно разогнавший акции протеста в Турции Эрдоган и присвоивший себе огромные полномочия в Египте Мурси.
«Обама потратил почти четыре года, пытаясь подружиться с предшественником Путина на посту президента Дмитрием Медведевым, надеясь противопоставить его Путину. Этого так и не случилось», – отмечают авторы публикации.
«Чиновники из администрации Обамы утверждают, что их ставка на Медведева имела смысл в то время и принесла свои плоды, не только в отношении СНВ-3, но и в том, что Россия поддержала санкции против Ирана, допустила операцию НАТО в Ливии и позволила американским военным пролетать через воздушное пространство России в Афганистан», – говорится в статье.
Президент Франции Франсуа Олланд сначала был в восторге от Обамы, поскольку видел в нем союзника против экономической политики Меркель, отмечает издание.
Но к тому времени, когда они встретились на саммите «Большой восьмерки», их отношения испортились, потому что Франция была разочарована тем, что США не оказали ей большую поддержку в Мали и сопротивляются более активным действиям в Сирии, пишут журналисты.
Отмечая попытки предшественников Обамы и его самого установить хорошие личные отношения с мировыми лидерами, авторы подчеркивают, что для Обамы самыми сложными, но одновременно самыми важными являются отношения с Путиным. Клинтон и Буш-младший установили тесные контакты со своими российскими коллегами. Но даже это не предотвратило разлады по поводу военных действий НАТО в Косово и войны между Россией и Грузией, пишет издание. Как отметила Фиона Хилл, бывший ведущий американский аналитик по России, даже дружба с Бушем не предотвращала расхождения с ним Путина. «С Обамой нет даже попыток изобразить личную симпатию, а результаты могут быть такими же», – утверждает она.
Лев Крошкин