27 июня 1978 года семь членов христианского течения пятидесятников прорвались на территорию посольства США в Москве. В итоге им пришлось просидеть в этом здании пять лет, пока они не получили от советских властей право на выезд в Америку.
В посольство проникли члены двух семей родом из хакасского города Черногорск: супруги Петр и Августина Ващенко, а также их дети Лидия, Любовь и Лилия; Мария Чмыхалова и ее сын Тимофей. Это был не единственный прорыв пятидесятников Черногорска в посольство США – первый раз он произошел январе 1963 года, с участием 14 взрослых членов общины и 18 их детей (в их числе были Ващенко и Чмыхаловы). Тогда на переговоры с отказниками и американским послом Фоем Коллером прибыл Василий Кузнецов, первый заместитель министра иностранных дел СССР. Кузнецов пообещал, что пятидесятники могут вернуться домой и в установленном порядке оформить отъезд. Отказники покинули посольство, но советская сторона не сдержала обещание – никому из прорвавшихся в посольство не дали выездную визу, несколько членов общины были осуждены на различные сроки: в частности, Петр Ващенко получил 2 года колонии, Мария Чмыхалова – год условно за то, что отказывалась считать себя советской гражданкой.
В 1978 году пятидесятники Черногорска решили не повторять свою ошибку, и отказались вести переговоры с советскими чиновниками, а также покидать посольство США. Американский посол Малькольм Тун не принимал активного участия в судьбе семерых пятидесятников. Позднее Августина Ващенко вспоминала:
«Американцы поначалу не хотели нам помочь. Идите, – говорят, а мы отказываемся, не уходим. Полтора месяца на диванах просидели. Прямо в консульском отделе. Люди приходят оформлять документы, а мы сидим. В туалете умывались, стирали. Написали письмо Картеру (президенту США в то время – РП), тогда нам дали комнату, где «марины» (морпехи – РП) ночевали. Две койки, холодильник. Спали по двое на кровати, остальные на полу».
Семь беглецов жили на 15 кв. м в полуподвальном помещении посольства. Единственным их времяпровождением было чтение Библии, на прогулку во двор они не выходили, опасаясь, что их сдадут советской милиции. О них словно забыли и советские, и американские власти.
В декабре 1981 года Августина и Лидия Ващенко объявили бессрочную голодовку. Спустя месяц Лидию госпитализировали в Боткинскую больницу и по выздоровлении отправили домой, в Черногорск. Остальные пять их соратников остались в американском посольстве.
Дело сдвинулось с мертвой точки только 13 июля 1982 года, когда американский Сенат проголосовал за предоставление всем семерым отказникам права постоянного проживания в США.
Советские власти дали им право на выезд из страны 24 июня 1983 года. 29 июня они прилетели в Вену, оттуда – в Тель-Авив, куда за ними прибыли американские собратья по вере и отвезли их в Вашингтон.
Лев Крошкин