Меньше недели осталось до промежуточных выборов в Конгресс США, в ходе которых переизбирается полный состав Палаты представителей и треть сенаторов. В известном смысле происходящее можно назвать последней предвыборной кампанией Барака Обамы. А если точнее, то последней для президента США возможностью завоевать доверие избирателей и помочь демократам сохранить большинство в Сенате.
Итак, на кону – все 435 мест в Палате представителей, 33 места в Сенате, 36 губернаторских постов и депутатские мандаты в законодательных собраниях 46 штатов. Предварительные прогнозы указывают на то, что Республиканская партия сохранит большинство в Палате представителей. Главная же интрига развернется вокруг битвы за Сенат, где незначительное большинство принадлежит демократам.
На старте избирательной кампании в начале года республиканцы провозгласили своей главной задачей установление контроля над обеими палатами Конгресса. Летом опрос, проведенный Washington Post, оценивал шансы демократов и республиканцев на большинство в Сенате как примерно равные. Однако октябрьский замер общественного мнения показал, что республиканцы имеют почти 100-процентные шансы одержать верх и в Сенате. Вопрос в том, насколько силен будет перевес, и кто именно из республиканских кандидатов получит места, считают в Центре этики и государственной политики.
По подсчетам CNN, девять мест в Сенате, занятых демократами, находятся в зоне риска, а республиканцам для большинства не хватает лишь шести. Демократы могут потерять голоса латиноамериканских избирателей, которые разочаровались не только в экономической, но и иммиграционной политике администрации.
Если все пойдет так, как надеются республиканцы, Белый дом в оставшиеся два года до президентских выборов-2016 будет иметь дело с республиканским Конгрессом. В этом случае Обаму может сразить политический паралич – он рискует лишиться значительной доли законодательной инициативы.
Впрочем, потеря контролирующей Белый дом партией мест в обеих палатах Конгресса – ситуация не столь неординарная. Дуайт Эйзенхауэр в 1958-м, Линдон Джонсон в 1966-м, Рональд Рейган в 1986-м, Джордж Буш-младший в 2006-м лишились поддержки Конгресса и фактически выступали в роли «хромой утки». Билл Клинтон целых шесть лет руководил страной в условиях, когда и Палата представителей, и Сенат находились в руках республиканцев, и вряд ли чувствовал себя совсем уж беспомощным политиком.
На прошлой неделе Обама посетил родной Чикаго, где и проголосовал досрочно. Общаясь с прессой, он объяснил свой поступок желанием повысить активность демократических избирателей.
Впрочем, как пишут американские СМИ, многие кандидаты от Демократической партии в ходе нынешней кампании предпочитают дистанцироваться от президента, считая его поддержку скорее антирекламой, чем подспорьем в предвыборной борьбе.
Причина в рекордном падении рейтинга популярности Обамы. Как показывают последние опросы Центра Gallup, деятельность хозяина Белого дома одобряют лишь 40% американцев. При этом наблюдается катастрофический дефицит доверия к власти в целом: 64% американцев считают, что ситуация в стране вышла из-под контроля, и только 36% уверены, что США способны решать злободневные задачи и справляться с современными вызовами.
Беспокойство по поводу распространения вируса лихорадки Эбола, укрепление позиций «Исламского государства» на Ближнем Востоке и состояние национальной экономики – все это играет на руку республиканцам. При этом грядущие перемены на Капитолийском холме вряд ли принесут позитив в российско-американские отношения, достигшие при Обаме низшей точки со времен холодной войны. В связи с ситуацией в Украине республиканские оппоненты президента настроены еще более критически по отношению к Москве.
Сергей Николаев