30 октября 1961 года на ядерном полигоне Новая Земля была испытана самая большая в истории ядерная бомба с мощностью при взрыве 60 мегатонн.
Этот исполинский снаряд был в 3 тысячи раз сильнее бомбы, сброшенной США на Хиросиму, где погибло 200 тысяч человек. Одним из создателей Царь-бомбы был Андрей Сахаров, получивший очередную звезду Героя Социалистического труда. После испытания обрадованный успехом ученый, который тогда еще не высказывал пацифистских убеждений, предлагал Хрущеву разместить десятки подобных мегабомб вдоль побережья США и навсегда остановить гонку вооружений.
С Царь-бомбой связано множество легенд, которые ярко характеризуют противоречивую эпоху оттепели, фантастического прорыва в космос, споров «физиков» и «лириков», лавины советских Нобелевских премий и – Карибского кризиса, который едва не закончился войной между СССР и США. В истории ядерного оружия самую большую бомбу часто называют «Кузькина мать», повторяя любимое выражение Хрущева, которое неизменно ставило в тупик переводчиков. Несколько раз Хрущев, в том числе на Ассамблее ООН, обещал американцам показать им «Кузькину мать», и странное выражение приобретало особенно угрожающий смысл.
Однажды Хрущев, видя страдания переводчиков, объяснил смысл эпитета. «Кузькина мать» – это то, чего у Америки нет. У Хрущева было два козыря. Гагарина он показал в апреле 1961 года. А ядерную «Кузькину мать» – в октябре этого же года. На историческом XXII съезде КПСС в октябре 1061 года Хрущев, любивший внешние эффекты, в свойственной ему манере предупредил о скором испытании нового мощного оружия, чем вызвал рукоплескания зала, ничего в этом оружии не смыслившего.
Перед испытанием заряд бомбы, первоначально достигавший 100 мегатонн, был снижен в 2 раза, чтобы снизить радиоактивное загрязнение. И оно, надо признать, было минимальным, так что участники испытания высадились в эпицентре уже через 2 часа. Бомба была сброшена с самолета Ту-95 на парашюте и подорвана на высоте 4 километра, когда он удалился на 40 километров. Но все равно многие детали самолета оплавились, и он с трудом совершил посадку. Подполковник Андрей Дурновцев стал Героем Советского Союза и прожил еще почти 20 лет.
Эффект от взрыва на высоте 4 километра был чудовищным. Сила взрыва составила 1 процент мощности Солнца. Диаметр ядерного гриба вырос до 100 километров. Сейсмическая волна 3 раза обогнула земной шар. Для иллюстрации взрывной силы можно сказать, что «Кузькина мать» стерла бы с лица Земли город размером с Москву или Нью-Йорк, ожоги третьей степени получили бы жители Серпухова и Клина.
У США самая мощная бомба Mk-41, выполненная по той же трехступенчатой имплозивной схеме, была в 5 раз слабее. Газета «Правда», комментируя испытания, оптимистично заявила, что Царь-бомба – вчерашний день и у СССР имеются гораздо более мощные снаряды. Это легко могло стать правдой, именно такие снаряды Сахаров обещал Хрущеву, чтобы указать Америке на ее место.
В США даже самые непугливые ястребы быстро смекнули, что угроза нешуточная. Международная обстановка после испытания на Новой Земле изменилась, кризис пошел на убыль, «холодная» война потеплела. Начались переговоры США, СССР, Англии и Франции, обладавших ядерным оружием, вскоре присоединился Китай. В 1963 году был заключен Договор о частичном запрещении ядерных испытаний, в 1966 году – Договор о всеобъемлющем запрещении. В 1968 году – Договор о нераспространении ядерного оружия, который подписали 184 страны.
Таким образом, страшная «Кузькина мать» оказалась отцом первой волны разоружения. И за это ей большое нешуточное спасибо.
Сергей Лесков