Несколько лет назад я написал рассказ о бывшем наркомане и его многотрудной судьбе, где использовал информацию и аргументацию из СМИ и других источников, а в наркоцентре «Дети улиц» мне предлагалось воочию увидеть то, о чем я писал и что меня интересовало, поэтому колебания были недолгими и в назначенный день мы с женой были в предгорьях Сьерра Невада, где в сотне миль к северу от Сакраменто располагался центр.
Нужно заметить, что реабилитационный центр – христианский, именно это и упустил автор предыдущей статьи, и то, о чем будет здесь рассказано, связанно именно с этой темой. Она – эта тема – безгранична и о ней можно написать книгу, поэтому мне придется искусственно охлаждать свой творческий пыл и попытаться уложиться в рамки небольшой статьи.
Для обычного читателя, думаю, будет полезно и интересно узнать о тех психических и физиологических процессах, происходящих в организме наркомана, о которых мало информации. Много пишется, что это плохо, вредно, смертельно, какие наркотики как действуют, как, в общем, избавиться от беды, но мало пишется о психологическом состоянии наркомана.
Но, прежде чем начать разговор на интересующую нас тему, мне хотелось бы обратиться к начинающим, желающим попробовать, проверить на себе эту «дурь» – наркоту, эту белую смерть, молодым людям. Слово «смерть» не оговорка и не опечатка. Это именно физическая (хотя и не сразу) смерть, здесь ни у кого не должно быть никаких иллюзий. Почему я акцентирую внимание на молодых людях, потому что они – самая уязвимая группа кандидатов в покойники. Не обвиняйте автора в применении таких крепких выражений. Покойники потому, что мы из одной только прессы знаем, сколько много погибает лишь знаменитостей от этой беды, а уж о простых смертных вообще никто не говорит. А их гораздо больше.
Молодые люди попадаются на этот крючок чаще не потому, что глупы и «не понимают» – и взрослые должны это принять, – а потому, что в силу своего возраста не способны воспринять серьезность ситуации. Не доросли, и их мозг не вполне сформирован. Логика в мышлении пока слаба. У них еще не развито критическое начало и аналитический центр не функционирует. Нет жизненного опыта, и они не могут прогнозировать свою жизнь даже на полшага вперед.
Подростки наивно подозревают, что взрослые посягают на их свободу. Нет, они не глупые. Они просто нормальные, как и все. Увы, таких большинство. Только небольшой процент молодых людей, которых действительно можно назвать умными потому, что они умеют анализировать поступки других и на этом учиться (это даже нечто от мудрости), которые не считают унизительным слушать советы старших, так как они понимают, что у тех гораздо больше жизненного опыта – они всё знают и не ловятся на «заманчивые» злоухищрения.
Вот исповедь бывшего наркомана: «Момент, когда подносишь первый раз к руке шприц с «дурью», это последнее мгновение, когда ты еще можешь остановиться. В это время ты еще в состоянии соскочить со своей «мокрухи», отбросить в сторону смерть и вернуться к счастью: к жизни, друзьям, к солнцу и людям. Когда укололся – сам «загасил» себя. Это эвтаназия: укол замедленной смерти. Смертный выстрел в самого себя – возврата нет.
Теперь твои останки – так уже можно назвать тебя – контролируют твое сознание. Тело узнало. Оно уже переделано. Изменен знак с плюса на минус. Теперь оно – твой «пахан» и будет диктовать, с кем «кентовать» и что «откалывать» всю, уже недолгую, оставшуюся жизнь. И ты будешь «шестеркой» холуйствовать перед ним.
Для достижения дозы 2-3 раза в день пускается в ход все: ложь, хитрость, коварство, воровство. «Моя растленность сидит во мне и требует: дай, дай. Каждая клеточка моего существа вопиет: дай, дай, дай». Тело ультимативно требует «кайфа».
«Кайф» нарика – это состояние организма, когда разум, подавленный ощущениями тела, отказывается принимать объективные решения. Это даже уже не «кайф», а средство для поддержания твоего зыбкого состояния, только бы не кумарило. Дух становится рабом, лебезит перед телом. Светлые мечты, амбициозные планы, любовь, семья, карьера, все достигнутое, как бы велико оно ни было: все идет в жертву этому идолу (своему телу).
Страдают все окружающие. Наркоман чувствует своими потрохами, где можно выманить денег. На это хватает таланта, одаренности, лидерства. Обманщик, манипулятор. Он – носитель зла. А денежки в кармане наркомана – это все равно, что луна в тазу с водой. Ее видно, вроде она там, но ее там нет. Только отражение. Один на всем белом свете: ни дома, ни родных, ни близких, ни добрых друзей, ни любви, ни счастья, ни здоровья, ни жизни – ничего! Пустышка…»
Не «тоскливое состояние», а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только на час или два лишаешь его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя. В теле нет клеточки, которая бы не жаждала морфия. Смерть от жажды – райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Так заживо погребенный, вероятно, ловит ничтожные, последние пузырьки воздуха в гробу и раздирает кожу на груди ногтями. Так еретик на костре стонет и шевелится, когда первые языки пламени лижут его ноги. Смерть, сухая медленная смерть».
Люди всегда пытались бороться с этим явлением, пытались лечить, но успех незначительный. По украинским данным за 2011 год, из 100 процентов – 97 возвращаются назад. Только 3 процента излечиваются. Насколько я знаю, эта статистика из года в год повторяется с небольшими отклонениями в десятые процента. Современная наука не имеет эффективных медикаментозных средств для борьбы с этой бедой. Может быть, и будет когда-нибудь метод лечения таблеткой от этого несчастья, а пока… увы.
Перед людьми открыты два пути: слушать и следовать зову своего тела или духа. Выбирай. Зов тела слушают атеисты, потому что материализм-атеизм как философская система не признает духовной сущности человека. Нет духа. Его нельзя потрогать, взвесить. А поскольку человек – высшее животное, как говорит атеизм, у него существуют только рефлексы. И главный рефлекс – ублажить свое тело (набить свое брюхо), в этом смысл его существования.
У них стойловая мораль. Плоти доверяют те, кто идет на поводу у ней. В эту «великую когорту» входят алкоголики и педофилы, зоофилы и трансвеститы, наркоманы и некрофилы, андрогины и… прочие нетрадиционные отклонисты от нормы, которые не могут продолжать род или плодят уродов и дебилов.
Это так называемые тупиковые ветви эволюции, как говорят материалисты, поскольку ведут в никуда – в смерть. К этому, как производное, можно добавить: «…и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:12). И охладевает. На наших глазах сбываются древние пророчества, мы тому свидетели.
По другому пути, и, по-моему, верному, идет наркоцентр Анатолия Соляника «Дети улиц». Его сотрудники полагают, что нужно вызвать глубинную перестройку личности наркомана. Нужна духовная трансформация. Пробудить и вернуть в прежнее здоровое состояние душу, а это возможно только Богу. Сотрудники наркоцентра пытаются показать воспитаннику, что его душа бесценна для Бога и Он хочет его спасти. Только нужно самому обратиться к Богу. Задача христианского наркоцентра – открыть дверь: входи. Если хочешь. Это выбор самого человека. Хочешь – колись; если сознаешь свою беду, иди к Богу, только там избавление. К Нему надо идти, нужна личная встреча со Христом. «Бог, который создал нас без нас, не может спасти нас без нас» (Блез Паскаль).
– Наркоман – эгоист. – Это я уже цитирую Артема, сподвижника А. Соляника, показывавшего мне наркоцентр. – На это и можно ориентироваться, показать альтернативу, показать исцеление, чтобы разбудить, уничтожить равнодушие к себе и своей судьбе. Любой наркоман лелеет где-то далеко, в самой глубине своей души стремление к нормальной жизни, так уж заложено Богом в душе каждого человека, и нужно пробудить это.
– Артем, существуют ли официальные программы, по которым реабилитанты лечатся?
– Программу придумываем мы, потому что к каждому подход индивидуален. Программа рассчитана на 9 месяцев. Сначала пробовали на три месяца. Потом на шесть. Этого было мало. Это не компьютерная программа – создал и она работает. Порой это похоже на Сизифов труд. Нужно терпение. Через 3-4 месяца они только освобождаются от своей психологии наркомана. Мы с первых дней приучаем к свободе, ведь не поставишь к каждому сторожа. В конце концов они все когда-то выйдут отсюда, их встретят друзья, и они должны суметь устоять от соблазна. Здесь у них первый экзамен. Кто-то заваливает, кто-то сразу говорит – нет, кто-то начинает с нуля, кто-то выдерживает, а мы им помогаем. Если человек ищет греха – его не удержишь.
Есть правила, которые должны выполнять все реабилитанты. Злостных нарушителей мы выгоняем, т.к. они отрицательно влияют на других. Некоторых обнуляем, т.е. начинаем сначала, которые хотят исправиться. Иногда люди срываются, они же люди, бывает. Мы приходим на помощь. Если кто-то злостно не хочет лечиться, мы даем испытательный месяц–два, потом выгоняем. Если хочет, пусть едет домой или в другой центр, у нас налажена связь с нашими коллегами из других ребцентров и мы успешно сотрудничаем.
Результат зависит от желания реабилитанта. Один может и пять лет быть в центре и не иметь результата, а другой, у которого острое желание вылечиться, может и за полгода достичь успехов. У многих разные цели: кого-то родители заставили, кому-то суд присудил и нужно выполнить решение суда, кто-то ради сохранения семьи, но не ради себя, и только некоторые в полной мере сознают, что это необходимо для него самого, для своей души, грешной перед Богом.
Мы стремимся, чтобы у наших друзей закончилась плотскость и на ее месте возникла духовность. На этом свете есть только одна защита от зла – Бог. Вера – это не просто слова, это образ жизни. У нас очень насыщенная духовная программа и она дает существенные плоды. Мы посещаем церкви, слушаем духовные записи и смотрим христианские фильмы. Нам помогают из русских и американских церквей. У нас духовное и материальное – трудотерапия – переплелось настолько сильно, что при взаимодействии одного с другим дает хороший положительный эффект. На этих принципах работают почти все христианские ребцентры.
– Существует ли какая-то статистика в вашей работе?
– В этом году будет восемь лет активной работы. За это время прошло через наш центр свыше трехсот человек. Из них 36, у которых сейчас все хорошо. Многие оступаются. Я вообще не люблю статистику. Христос не учит нас статистике. Он говорил, что важно дорожить судьбой даже одной овцы в стаде.
– На какие средства вы существуете?
– В основном на благотворительность.
К нам подошел и включился в разговор Анатолий Соляник:
– Есть у нас и спонсоры, но мы стремимся к самоокупаемости. У нас есть хорошая пасека, птицеферма, маленькая свиноферма, но и планы большие. Мы планируем посадить хороший сад, построить новый свинарник, загон огородить и завести коз, овец, бычков, выкопать большой пруд-водосборник, забить новую скважину – эта уже плохо справляется, и т.д.
В общем, планов много, нужны средства, чтобы все это реализовать. Только для оформления документов (проекты) нужна куча денег, оплачивать счета за коммунальные услуги, кредиты, за транспорт, а материалы, их привоз, покупка корма для животных и птицы… Хорошо бы не только привлечь дополнительные средства, но и, может быть, кто-то из пенсионеров захочет применить свои знания в садоводстве и сельском хозяйстве. Место, где жить семье пенсионеров, есть, бесплатное.
Это – будни подвижников, как я их назвал, трудные, требующие самоотдачи и большого терпения. Не для себя живут – для других. Они, любя других, обретают, отдавая – получают. Обретают свой смысл жизни и получают огромное удовлетворение от того, что нужны людям, что являются орудием в руках Божиих по спасению других от смерти. «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56).
Вячеслав Иотко,
Калифорния