Для защиты от влияния западных санкций российским влаcтям необходимо ввести по примеру США национальный режим налогообложения доходов всех россиян, в том числе живущих за рубежом. Такую меру предполагают авторы доклада «Стратегия России по защите финансового сектора от западных санкций», подготовленного в Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС).
Такой режим может быть введен в перспективе 3-5 лет и должен затронуть все доходы, которые получают россияне за рубежом: дивиденды, процентный доход, доходы от реализации акций или недвижимости, разнообразных консультаций. В настоящее время россияне, более полугода живущие за рубежом, не являются налоговыми резидентами России и не платят налогов с доходов, полученных за ее пределами.
Как рассказал «Известиям» автор доклада, заместитель заведующего кафедрой государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС Иван Капитонов, соответствующая норма может быть предусмотрена в рамках принятия президентских мер по деофшоризации экономики, в частности разработанного Минфином закона о контролируемых иностранных компаниях, который обязывает уплачивать российские компании налог с нераспределенной прибыли своих зарубежных структур.
– Новые правила налогообложения приведут к значительному усложнению и увеличению расходов на содержание иностранных структур, таким способом планируется вернуть часть капиталов обратно в Россию, – рассказал «Известиям» Иван Капитонов.
В прошлом году, приводит данные Капитонов, через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью $111 млрд – это пятая часть всего российского экспорта. Половина из $50 млрд российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. За этими цифрами – вывод капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны. К примеру, Владимир Потанин владеет 30% в «Норникеле» через несколько структур, в том числе кипрскую. Владимир Лисин владеет НЛМК через кипрскую Fletcher (85,54%), а 63,46% компании Evraz принадлежит кипрской же Lanebrook Романа Абрамовича и его партнеров. Они получают дивиденды и проценты от российских активов не напрямую, а транзитом через низконалоговые страны и платят минимальный налог: на Кипре налог по дивидендам составляет 5% вместо 15% в России.
Новые правила потребуют создания в России аналога американского FATCA (закон о налогообложении иностранных счетов США), добавляет он, и это будет является частью мер по борьбе за деофшоризацию российской экономики. Согласно FATCA, иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны заключить с Налоговым управлением США (IRS) специальные соглашения. По ним банки обязаны контролировать наличие средств на счетах и отчитываться об этом перед IRS. Если это требование не будет исполняться, американские налоговики могут принудительно удерживать 30% от сумм операций с участием американских контрагентов.
По мнению экспертов, ввести такую схему уплаты налогов будет нелегко, зато принесет значительные доходы для бюджета.
– Налоговые органы не смогут выявить все полученные за границей доходы, а налогоплательщики не будут стремиться их раскрывать, – говорит руководитель независимого экспертного центра «Общественная дума» партнер компании «Налоговик», Роман Терехин. – Однако такое налогообложение сможет принести в федеральный бюджет существенную сумму, если удастся обнаружить доходы россиян за рубежом, а особенно доходы олигархов и крупных бизнесменов, потому что обычные граждане редко получают доходы за границей.
– Во многих странах налоговое резидентство физлиц определяется не только количеством дней, проведенных на территории страны, но и центром жизненных интересов физического лица, – соглашается президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. – Безусловно, такое изменение во многом усложнит возможность изменения налогового резидентства для физлиц и, как следствие, ограничит возможности их налогового планирования.
Впрочем, первых результатов по собираемости налогов можно будет добиться только после того, как у налоговиков появится опыт по взиманию этого налога и выявлению всех доходов нерезидентов, добавляет главный юрист экспертного центра Taxadmin.ru Артемий Николаев.
– Такая система подразумевает тесное взаимодействие с налоговыми администрациями других стран, – говорит он. – Пока не снята текущая политическая напряженность, сделать это будет нелегко.
Представители РАНХиГС предлагают и другие меры по деофшоризации экономики.
– Следует значительно увеличить нормы резервирования для банков по кредитам, выдаваемым офшорным компаниям, а также компаниям, не осуществляющим реальной деятельности. В противовес офшорам следует законодательно ввести понятие национальной компании – зарегистрированной в России, являющейся добросовестным налогоплательщиком, с бенефициарами в лице российских граждан и не имеющей взаимоотношений с офшорами. Только таким национальным компаниям следует предоставлять доступ к государственным закупкам, кредитам и преференциям, – отмечается в докладе.
По мнению его авторов, необходимо также ликвидировать налоговые льготы для компаний, инкорпорированных за рубежом, включая льготное налогообложение дивидендов для иностранных инвесторов.
– Также целесообразно введение требования о раскрытии информации о бенефициарах зарубежных компаний, ведущих свою деятельность в России. Создание специальных черных списков (баз данных) конечных бенефициаров офшорных компаний и офшорных финансовых трастов. К участникам таких списков должно быть повышенное внимание со стороны госрегуляторов и правоохранительных органов. Следует кардинально пересмотреть большинство соглашений об избежании двойного налогообложения, разорвав их не только с офшорами, но и с «налоговыми гаванями», – предлагают авторы «Стратегии». – С принятием перечисленных выше мер целесообразно провести мягкую одноразовую налоговую амнистию капиталов, выведенных в офшоры и возвращаемых в российскую юрисдикцию.
Александр Иванов