Запретных тем для меня нет
- Как Вы можете охарактеризовать сегодняшнего читателя?
- Последние годы у меня живое общение с читателями в основном складывалось в Европе, с европейскими читателями. Особенно с немецкоязычными читателями Германии, Швейцарии, Австрии. С ними у меня были очень активные отношения, я надеюсь, они еще будут иметь продолжение. Там читательские встречи стали уже традицией. Я убеждался: это тот самый читатель, с которым я нахожу полное понимание и общение духовное.
Разумеется, мне интересно общение с читателями в России, в наших центральноазиатских странах - они интересуются, читают, размышляют над тем, что я пытаюсь сказать им в своих произведениях. И я помню, насколько читатели были активны, близки мне в советское время, приходило множество писем каждый день - сейчас пишут гораздо меньше.
Но читатель изменился. Современная молодежь, к сожалению, теряет интерес к книге, читает от случаю к случаю, поскольку есть много причин, отвлекающих от книги. Нынешние информационные достижения приносят и сложности. Человек переключился на телевидение, Интернет. С одной стороны, я понимаю, что это достижения цивилизации, с другой - мне кажется, что современное молодое поколение упускает многое. Я глубоко уверен, что это необходимо переосмыслить. И, начиная с детских лет, создавать больше условий, чтобы человек и книга были в постоянном контакте. Есть книги, которые являются основой мировой культуры, и без знакомства с ними многое будет утрачено. Для меня книга - это священный предмет, имеющий персональное, индивидуальное значение для человека.
- Кого из писателей современности Вы читаете?
- К сожалению, в последние годы я мало читаю художественную литературу, в основном - литературу философского плана, историческую философию, занимаюсь политологией. Но очень надеюсь, что хватит времени и на новые произведения современных авторов.
- Между Вашими последними романами "Тавро Кассандры" и "Когда падают горы" - большой промежуток времени. Что в этот отрезок времени происходило с Вами как с писателем?
- Много времени у меня занимала дипломатическая и общественная работа. Переходный период, конец XX века и начало XXI века, всех нас заключил в одно русло общественной жизни, культурно-социальной, политической. Пришлось отдать этому много сил и времени.
- Есть ли для Вас как для писателя запретные темы?
- Запреты, исходящие от каких-то властных структур, я всерьез воспринимать не буду, тем более мы сейчас переступили порог тоталитаризма, коммунистической идеологии, которая всех нас держала в узде. Поэтому запретных тем как таковых я не вижу. Есть морально запретные вещи, не все надо изображать, существуют свои моральные табу, которых я придерживаюсь.
- Что Вы думаете о многоженстве?
- Ну, на этот вопрос, наверное, много всяких мнений и ответов. Культура общечеловеческая и современная цивилизация все-таки большее значение придают индивидуальным взаимоотношениям людей.
Полигамия имела место в истории человечества, и тогда это было, наверное, разумно. Сейчас это рассматривается как патриархальное явление. Я считаю, что со временем взаимоиндивидуальность будет иметь главное значение. Потому что в душе человек так устроен. Не хочу долго об этом размышлять, думаю, что эпоха складывается таким образом, что моногамность, семейность - это главный путь. Остальное было и прошло, сейчас могут этим злоупотреблять, но я этого не разделяю.
День, как судьбу, предугадать сложно
- Как проходит Ваш день?
- Как будет проходить мой день, заранее предопределить довольно трудно. Когда мы говорим о судьбе человеческой - здесь тоже проявление судьбы. Иногда, как в те годы, о которых
мы размышляли, судьба складывалась таким образом, что творчеством заниматься было не всегда возможно. Сейчас я думаю о том, что, завершив свой пятнадцатилетний срок на дипломатическом поприще в Европе, теперь я бы хотел полностью переключиться на творчество. Но это - прекрасные мечты, они иногда сбываются, иногда нет. Поэтому каждый день заранее предопределить довольно сложно, хотя следовало бы.
- Занимаетесь ли Вы спортом?
- Я совершаю длинные пешие походы и плаваю. Плавание - это единственный вид спорта, которым я занимаюсь постоянно.
- Расскажите о своей семье. Чем заняты Ваша супруга и Ваши дети?
- Мы с супругой живем почти 35 лет, дети уже взрослые семейные люди, занимаются бизнесом. Они получили современное образование, ведут современный образ жизни. Сын окончил Королевскую академию искусств в Брюсселе, он дизайнер, художник, но сейчас занимается общественными делами и тоже вовлечен в культурные мероприятия.
- И у Вас уже не только внуки, но и правнуки…
- Очень часто я о них думаю, с удовольствием. Правнуки мои - хорошие ребятишки, один уже в школу пошел. Очень мило они относятся ко мне, я к ним - соответственно. На одну московскую презентацию одного из правнуков - Тимура, родители взяли с собой. И вдруг во время этого большого заседания прибегает мальчишка, спокойно, не обращая ни на кого внимания, подбегает ко мне и садится на колени. Я никогда не забуду, как это было красиво, мило, тепло...
10 июня 2008 года великий писатель Чингиз Айтматов умер.