Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Главная  »  Газета "Русская Америка"  »  Вам расскажет репортер  »  Четыре составляющих успеха
     »  Главная  »  Magazine issue  »  2012.03.25 Features  »  Четыре составляющих успеха
    Четыре составляющих успеха
     Super Admin |  04/1/2012 | Рейтинг:
    Свой новый сезон театр «Антреприза» начал с премьеры комедии «Свободная пара»

     

     

     

     

     

    Свой новый сезон театр «Антреприза» начал с премьеры комедии «Свободная пара». Этот уже третья работа творческого коллектива, два года назад родившегося в Хьюстоне. Интересно, повторит ли эта постановка успех мюзикла «Сильвия» в 2011 году? Ответ даст время, но прогноз благоприятный. Сегодня же, рецензируя режиссерскую работу Анны Щелоковой, пригласим к диалогу и ее, чтобы проанализировать не только плюсы и минусы данного конкретного спектакля, но и поговорить о том, что можно считать критериями успеха современного театра.

    №1: Его Величество зритель

    Сегодняшний зритель пресыщен не только информацией, но и зрелищами. Причем, у него нет времени становиться гурманом от искусства. Темп жизни, телевидение, реклама стимулируют развитие «клипового сознания», которое привыкло потреблять, в том числе и искусство. Из современной жизни, к сожалению, уходит ощущение, что посещение театра – это особенное событие. Среди массы важных и не очень дел, люди приходят на спектакль как бы «между прочим». Тут ничего не поделаешь, такова сегодняшняя жизнь.

    И в такой ситуации театру значительно сложнее найти своего зрителя, готового на маленькие бытовые подвиги. Ну, например, встать с дивана, оторваться от компьютера или телевизора и отправиться в неизвестность. Под неизвестностью в данном случае подразумевается театральный спектакль, который человек еще не видел, который может его разочаровать, а значит и следующая встреча с театром, вполне возможно, больше не случится. Обсуждать плохо это или хорошо – бесполезно и не нужно, остается только принять и понять сегодняшнего зрителя.

    С другой стороны, нельзя не согласиться и с тем, что в нас осталась тяга к искусству в его «живом» проявлении. Ведь, в отличие от кино, на сцене театра не переснять неудавшуюся сцену, и современный зритель ценит «живую» актерскую работу. Доказательство тому – немалое число фанатов у театральных артистов.

    Как быть в такой ситуации театру – настоящему русскому театру, который всегда дарил зрителю и жизнь, и слезы, и любовь? Снизить планку или нет? Заигрывать со зрителем или искать своего?

    Здесь уместно сказать об ответственности режиссера и перед современным зрителем, и перед современным театром. Именно режиссер отвечает за выбор пьесы, ее постановку, игру актеров, но главное, у него должно быть понимание того, какой он, сегодняшний зритель? Как до него достучаться?

    Адресуем этот вопрос профессионалу, режиссеру, руководителю театра «Антреприза» Анне Щелоковой.

    – На наши спектакли я хочу привлечь людей, которые были как бы вне драматического искусства. Признаюсь в своих уловках. Во-первых, я всегда говорю актерам: все, что мы делаем, мы делаем для зрителя. Это не означает, что мы пытаемся штамповать кассовые спектакли. Надо уметь любить и зрителя, и своих партнеров по сцене. Человек в зале чувствует это на уровне эмоций, ему уютно и светло. И он будет приходить в театр. Наш первый спектакль «Виват, Париж!» некоторые посмотрели 4 раза. Я спрашивала, почему? Мне отвечали: сами не понимаем, но получаем огромный эмоциональный заряд, энергию, радость.

    Это театр, который я пытаюсь построить. У нас маленький коллектив, в больших труппах актеры часто истерзаны интригами, а от этого страдает, в первую очередь, искусство и, конечно, зритель. У нас этого нет, уверена, что зритель чувствует нашу любовь и искренность.

    №2: Сюжетная линия

    Теперь, когда мы знаем, какой он, сегодняшний зритель, поговорим о тех сюжетах, которые ему интересны. Наверное, в первую очередь, те, которые помогают понять… самого себя. Со времен основания мира к самим себе настоящим нас возвращает любовь.

    Режиссер Анна Щелокова, взявшись за постановку пьесы нобелевского лауреата Дарио Фо и его соавтора Франки Раме «Свободная пара», совершила рискованный поступок. Ведь сюжет пьесы довольно неоднозначен.

    Практически, доведя до сумасшествия, постоянными изменами жену, муж предлагает ей не просто свободные отношения, а смириться и принять как норму то, что он живет, спит, проводит время с теми женщинами, с которыми ему хочется, когда хочется и т.д. Устав от этого, измученная женщина берет себя в руки и учится… просто жить.

    Не правда ли, на первый взгляд драматический сюжет? На самом деле, пьеса написана в жанре комедии. То есть режиссеру приходиться искать золотую середину, чтобы откровенные и эмоциональные диалоги героев, интимные подробности их отношений не казались пошлыми и глупыми. Подобных историй о несчастливых браках каждый из нас знает великое множество. Что поделать, если сегодня часто оказывается, что личные отношения – это коммерческие отношения, а женщина, ее внешность и характер – просто товар, вложение денег.

    В пьесе нет ни тени назидательности, морализаторства, раздражающих зрелого человека. Перед нами просто жизнь, такая, как она есть. Говоря об этом произведении, театральные критики часто отмечают, отсутствие в нем «психологизма». С этим трудно согласиться. Разве попытка понять, проанализировать личные отношения, свое место в них так далеки от психологии? В данном конкретном случае драматург дает шанс режиссеру проявить не только сценический, но и человеческий талант.

    Что же увидела в данном сюжете режиссер Анна Щелокова?

    – Я стараюсь ставить вещи, которые в первую очередь интересны мне, которые нам со зрителем дают возможность справиться с какими-то комплексами. Театр – это великая терапия. С его помощью проще найти и понять себя. «Свободная пара» была для меня эмоциональной ступенькой вверх, открывающей новые внутренние возможности. Эту ступеньку ты строишь и для зрителя. Спектакль о том, что любовь не прерывается, она есть, она оправдывает другого, она жертвенна. Она помогает нам вырасти, ощутить счастье без оглядки на низкие и пошлые вещи.

    Я выбираю сильные вещи великих драматургов. Но в этом есть и определенная опасность для режиссера. Может возникнуть огромное количество актерских штампов, когда на сцене «играются слова». У меня на первом месте не слово, а эмоция. Настоящая эмоция, наполняющая «тело пьесы».

    №3: Актерская магия

    Крохотная сцена, на которой идет спектакль, с одной стороны сковывает движения, не давая режиссеру развернуть полную панораму жизненной коллизии. С другой, сильно приближает зрителя к действу, приковывая внимание к лицам и голосам, делая участниками спектакля. Ощущение близости, даже какой-то домашней атмосферы – все это плюсы маленькой сцены и зала.

    Минимум декораций, минимум грима, минимум переодеваний в итоге дают максимум зрительского доверия. Конечно, это заслуга не помещения, а тех, кто собрал нас в нем. Итак, вернемся на сцену…

    Обманутая героиня (Анна Щелокова) протестует, пытаясь апеллировать к сердцу и совести мужа, былой любви, пусть с помощью стандартных женских манипуляций: рыдания в ванне, угрозы самоубийства. Актриса не просто убедительна в этой роли, она – зеркало женского отчаянья и наивности. Ее речь, звучащая в темпе стаккато – захватывает внимание с первых минут спектакля и ведет зрителя по эмоциональному канату.

    Отличная актерская школа позволяет Щелоковой не фальшивить ни голосом, ни жестом. При том темпе спектакля, который задает Щелокова – режиссер – это невероятно трудно.

    Сценический рисунок роли ее партнера вальяжного, пресыщенного и ироничного мачо, невозмутимо реагирующего на то, что называется «женскими истериками», в первой части спектакля проступает лишь пунктиром. Василий Ясенев показывает нам, написанный штрихами, потрет типичного стареющего мачо, внутренний мир которого сводится к примитивным и банальным потребностям, которые он считает необходимым удовлетворять по первому же требованию. Он забывает о том, что у него есть то, что называется «душа».

    Кульминация сюжета – перерожденная из пугала в женщину наша героиня и ревнивый, раскаявшийся муж. В этой ситуации актриса опять затмевает партнера, который по идее сейчас должен играть первую скрипку. Но прочтение пьесы режиссером Щелоковой расставляет иные акценты, делая спектакль уникальным. Если в истории российского театра «Свободную пару» обычно ставили как диалог, в данном прочтении – она – история рождения Женщины.

    Вопрос к режиссеру и актрисе Анне Щелоковой: «Так ли это на самом деле?»

    – Да, это так. Я очень благодарна Ясеневу как партнеру. Он принял и понял мою концепцию. Роль мужчины в этом спектакле – как рамка для картины. Просто поддерживает рисунок роли, намеренно замораживает свое творческое проявление. Это безумно сложно для актера.

    Я очень долго искала партнера для этой пьесы. Почему? Мужчина, который играет с тобой, должен быть на 100 процентов мужчиной, сильным, харизматичным, дать возможность «придавить» себя, и в то же время сохранить свое лицо. Василий смог это понять и принять. Такое творчество – актерский подвиг.

    № 4: Загадка Антрепризы

    «Антреприза» происходит от французского слова «entreprendre» – предприниматель. В толковых словарях объясняется, как «зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем – антрепренером (менеджером, импресарио, продюсером)».

    А на самом деле, что такое антреприза сегодня? Стандартная ситуация – продюсер выбивает деньги под театральный проект, и его начинают ставить. На заре коммерциализации театра такие спектакли, и само слово «антреприза» быстро стали ругательными, так как по сути своей сводились к обману зрителя. Представьте, унылая сцена, на которой стоит один или два стула, на фоне этой картины по сцене прогуливается «звезда».

    Сегодня в России практически нет опыта создания и работы некоммерческой антрепризы – когда актеры собрались не для «сшибания» денег, а для творческой реализации. Когда спектакль – это творчество режиссера, актеров, их искренний диалог со зрителем.

    Для того, чтобы антреприза состоялась, ее руководитель должен иметь сценический опыт, знать и любить театр, обладать художественным вкусом. Созданием антрепризного театра – это смелый творческий поступок. Ведь и культура – социально и человечески зависимое явление, ей нужны и нестандартные концепции, и новые имена. Поэтому наш следующий вопрос: «И в чем все-таки секрет успеха частной антрепризы? Что будет с вашим проектом дальше?»

    – Успех приходит, когда ты понимаешь – нельзя себя жалеть. Главное условие – не играть, а жить на сцене на грани эмоциональных возможностей. Пусть нет супер декораций, но есть Игра. Наш зритель – умный и талантливый, ему не нужны реверансы, наша задача – его завоевать. Поэтому я считаю, что мы не имеем права ни на миллиметр опустить планку. Каждый наш спектакль будет лучше и лучше, я знаю, что это возможно.

    Еще один плюс антрепризы – в больших театральных коллективах дух творчества не очень приживается, так как актеры там устают от борьбы между собой. Я же люблю своих актеров, хочу, чтобы они были счастливы.

    В наших планах – познакомить русскоязычного зрителя Америки с лучшими образцами драматического искусства этой страны. У нас не комедийный театр, поэтому пьесы могут быть самыми разными, главное, чтобы они вдохновляли не только нас, но и нашего зрителя. Мне приятно, когда меня спрашивают: «Где вы такие интересные пьесы находите?» Очень надеюсь, что не разочарую своего зрителя.

    Татьяна Полякова

     

    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today