
Признаться, на премьеру чеховской «Чайки» в хьюстонском Alley Theatre я шла с некоторой опаской.
Боялась, что увижу одну из лучших русских драматических пьес в каком-нибудь модерновом исполнении. Иностранные режиссеры часто грешат «своей трактовкой» знаменитого русского драматурга. К тому же, у «Чайки» вообще была непростая сценическая судьба.
Премьера пьесы состоялась 17 октября 1896 года в Александринском театре в Петербурге и вошла в историю театра как небывалый, скандальный провал. Ставил «Чайку» режиссер Карпов, которого Чехов не любил и считал бесталанным. Спектакль провалился с первых же сцен. Чехов куда-то исчез из театра. Его везде искали, но безуспешно. Расстроенный драматург уехал из Питера, ни с кем не попрощавшись. «Пьеса шлепнулась, провалилась», – написал потом Чехов своей сестре.
17 декабря 1898 года в день премьеры «Чайки» в Москве, в Художественном театре, Чехов в Ялте дико нервничал. Ему позвонили прямо с почты и зачитали текст телеграммы от Немировича-Данченко: «Только что сыграли «Чайку», успех колоссальный». После триумфа «Чайки» на сцене Художественного театра, чеховская «Чайка» облетела весь мир, и стала одной из самых популярных пьес мирового репертуара.
Через сто шестнадцать лет после премьеры «Чайки», придя на премьеру «Чайки» в исполнении хьюстонского Alley Theatre я получила еще одно подтверждение этому. С 3 февраля по 4 марта в репертуаре техасского коллектива – бестселлер знаменитого русского драматурга.
Сразу скажу, что опасения мои были напрасными. Актеры хьюстонского театра дали вполне классическое прочтение чеховской пьесы. Не возникло особого диссонанса или разочарования и из-за того, что пьеса игралась на английском. Видимо, «Чайка» и на английском языке – «Чайка».
Спектакль шел на небольшой сцене – Neuhaus Stage, что делало пьесу «приближенной» к зрителю. Публика, сидящая в первых рядах, наверное, в полной мере испытала «эффект присутствия». Именно из-за «близости» характеров «Чайки» режиссер Alley Theatre Грегори Бойд давно мечтал поставить знаменитую чеховскую пьесу. Все характеры «Чайки» тесно связаны между собой: театром, творчеством, семьей; их жизни и судьбы причудливо и самым тесным образом переплетаются.
В актерском ансамбле, занятым в пьесе, удачным образом сочетаются мастерство и молодость. Роль Петра Сорина очень ярко исполнил Джефри Бин (Jeffrey Bean), один из «старожилов» труппы. Он 17 лет работает в Alley Theatre, и играл многие ведущие роли в постановках коллектива. Помимо театральных кредитов, у Бина – роли в таких знаменитых американских телесериалах как «Law & Order», «All My Children». Не менее опытен и исполнитель роли Бориса Тригорина – Джеймс Блэйк (James Black). За 24 сезона работы в Alley Theatre он сыграл в более чем 100 постановках, неоднократно выступал и как режиссер. Под стать ведущим исполнителям мужских ролей была и исполнительница главной женской роли Джози де Гузман, сыгравшая Ирину Аркадину. Очень опытная актриса, игравшая на Бродвее, получившая много престижных наград, представила зрителям свою героиню, на мой взгляд, весьма близко к чеховскому толкованию.
Исполнители ролей Константина Треплева и Нины Заречной дебютировали в «Чайке» в труппе Alley Theatre. Карл Глузман (Karl Glusman) и Эрика Лутц (Erica Lutz) вписались в актерский ансамбль и, что называется, не испортили обедни. Особенно хороша была Эрика Лутц, сумевшая передать искренность и страстность своей героини.
Спектакль «Чайка» будет идти в Alley Theatre до 4 марта. Сходите – и посмотрите Чехова в техасской постановке.