The Russian America - http://therussianamerica.com/RussianHouston
Может ли олигарх стал президентом?

Super Admin
 
 Super Admin
 
 01/17/2012
 

Один из них был из Техаса, а Вашингтон был простым землемером

 

 

 

 

 

Известный российский миллиардер и с недавних пор политик Михаил Прохоров заявил о своем намерении участвовать в президентских выборах в этом году.

– Я принял решение, это, наверное, самое серьезное решение в моей жизни. Я иду на президентские выборы. Мне предстоит большая и непростая работа – собрать подписи и зарегистрироваться, – заявил Прохоров 12 декабря.

Насколько успешной будет эта кампания, покажет время, а пока мы решили вспомнить, когда первыми лицами государства становились олигархи у нас в Америке.

История американской демократии оказалась богатой на президентов-олигархов. Естественно, большинство из самых ранних глав государства были выходцами из крайне состоятельных, а порой и аристократических семей – как-никак времена были такие.

Впрочем, Америка, как известно, – страна новых возможностей, поэтому не удивительно, что занять кресло первого лица могли самые обыкновенные дельцы и рабочие. Яркий пример – первый президент, «отец-основатель» Джордж Вашингтон, который работал землемером до тех пор, пока не женился на богатой вдове и не стал одним из самых богатых плантаторов в штате Вирджиния. В этот же список впоследствии попал и Томас Джефферсон, правда, ему его миллионы достались в наследство.

В 1901-м году Соединенные Штаты возглавил еще один богатый наследник – Теодор Рузвельт. Его семья владела крупным трастовым фондом и сетью торговых и производственных предприятий, поэтому «Тедди» – как его прозвали впоследствии, – мог безбедно жить и вкладывать деньги в предвыборную кампанию. Такими же благами, соответственно, был наделен и его дальний родственник Франклин Рузвельт, который занял пост президента США в 1933-м году. После окончания престижного университета юный Франклин стал юристом на Уолл-стрит, но очень скоро понял, что работать ему вовсе не обязательно, – и пошел в политику.

А вот предшественник Ф. Рузвельта на президентском посту Герберт Гувер заработал свои миллионы «собственными руками». А точнее, собственной головой: отучившись в геологическом университете, Гувер занялся консультированием и инвестициями в добычу полезных ископаемых, и к началу 1910-х его ежегодный доход составлял примерно 2,5 млн. долл. по сегодняшним меркам. Впоследствии богатство Гувера только росло, что позволило президенту отдать всю свою официальную зарплату на благотворительность.

Нельзя обойти вниманием и президента с трагической судьбой – Джона Кеннеди. Его отец был талантливым финансистом и сколотил состояние на торговле автомобилями, алкоголем, банковском бизнесе и инвестировании. С самого рождения Джон имел именной трастовый фонд, то есть был обеспечен деньгами пожизненно. Впрочем, размеры его богатства часто преувеличивают.

Вопреки уверенности некоторых историков, он вряд ли мог обладать капиталом в 1 миллиард: все же, он был одним из девяти (!) наследников и к тому же не пережил своих родителей.

Наконец, сначала конгрессмен, а затем и президент Линдон Джонсон первым среди видных американских политиков начал зарабатывать в сфере масс-медиа. За 10 лет до своего президентства Джонсон купил на имя жены единственную телестанцию в Остине и начал активно продвигать телевидение в массы.

В итоге рост популярности этого вида СМИ был беспрецедентным – и вместе с ней, естественно, росли и доходы семьи Джонсон.

Богатый всегда «прав»?

Впрочем, в Америке богатство принято уважать – по крайней мере, было принято до недавних пор, когда на улицы вышли активисты движения против власти финансистов. А вот в странах Центральной и Южной Америки, напротив, крупный капитал считается признаком того, что человек как минимум нечист на руку, поэтому на выборах побеждают «нищие» политики «левого толка». Эта традиция стала нарушаться лишь в последние годы: например, в Панаме предыдущую президентскую гонку возглавил 59-летний мультимиллионер, владелец сети супермаркетов Рикардо Мартинелли. Он, между прочим, получил аж 63% голосов избирателей.

Годом позже – в январе 2010-го – «вправо» стал отклоняться и чилийский электорат. Там пост главы государства занял богатый бизнесмен Себастьян Пинера, который таким образом покончил с 20-летним правлением социалистов в стране. По данным Forbes, состояние Пиенры насчитывает более 1 миллиарда долл., основные источники дохода – телекомпания, авиакомпания и многочисленные предприятия по всей Латинской Америке.