Хьюстон с новой программой «Назначь мне свидание» посетила народная артистка России Светлана Крючкова.
Спала два часа, практически прямо с самолета – на концерт. А ведь за спиной уже шестьдесят один год, две смерти – или почти смерти. Тяжелые травмы. Ночью иногда просыпается и, как героиня своего первого спектакля в Большом драматическом театре, говорит: «Я иногда ночью проснусь и думаю: «Господи, а жизнь-то ушла! Куда?». А она все равно бодра, энергична и полна жизненных сил.
В Хьюстон концерт Светланы Крючковой «Назначь мне свидание» привезли Людмила и Ефим Вайнеры. И хотя в этот день еще проходил традиционный слет КСП, куда отправляется большинство русскоязычных хьюстонцев, на концерт пришла специальная публика: публика не для развлечения, а для сопереживания. А сопереживать было чему. Светлана Крючкова рассказывала историю своей жизни через стихи, песни, сцены из спектаклей. И не только историю своей жизни, но историю своей страны. Я понимаю, почему ее концерты со стихами Ахматовой, Цветаевой, Пастернака и других собирают в России полные залы. И на ступеньках даже сидят. Причем половина зала – молодежь. Когда стихи проходят через конкретные судьбы, через жизненные истории, они приобретают иное звучание, иное наполнение. А если это переплетается и с судьбой самого рассказчика, то ты чувствуешь каждую струнку, каждую нотку трагизма, драматизма или радости литературных произведений. Особенно когда по телевизору показывают официальную пропаганду и утверждают, что все хорошо. А свободное, острое слово остается для концертных залов и великих артистов.
Она и читать-то стихи начала случайно. В общем-то, в ее биографии более девяноста фильмов. Десятки спектаклей. Она – актриса знаменитого БДТ с Товстоноговым. Первый спектакль в БДТ ставил Сергей Юрский. И вдруг – стихи. Почему?
«В 1995-м году я была в жюри фестиваля «Киношок», – рассказала на концерте Светлана Крючкова. – А председателем жюри был Юрий Башмет. В один из дней нас возили по станицам. Вы представляете, что такое станица казачья? Там стол такой, там стол – сякой. Все приехали такие горячие. А киномеханик не мог крутить свою машину. Полный зал народу. Надо смотреть конкурсный фильм. Ну, я и говорю жюри: «Ну что творцы-гении, не можете время занять?». «Иди сама – и занимай!». Я вышла и говорю: «Я буду вам стихи читать, кого читаем?». И вот так полтора часа. Оказывается в это время в зал вошел Башмет, который только в этот день приехал. Когда киномеханик вернулся в чувство, я вернулась в ряд, где сидело жюри. Башмет встал, меня с ним познакомили. Он поцеловал мне руку и сказал: «Вы знаете, Света, я всю свою жизнь ненавидел стихи. Но сегодня я слушал вас и понял, что что-то прошло мимо меня». И я ему каждый день на фестивале читала стихи. Я вернулась домой. Мы с сыном пошли в Малый зал филармонии за абонементом. И вдруг мне режиссер говорит: «А вы читаете стихи?». «Конечно!». «А кого вы читаете?». «Кого угодно. Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Бунин, Бродский, Самойлов, Цветаева, Ахматова, Петровых». «А давайте назначим вечер». «Давайте!». И вот, 19 ноября 1995 года, я вышла на сцену филармонии со стихами».
Свой возраст, свои болезни, свои плохие и хорошие привычки Светлана Крючкова не скрывает. Актриса любит вспоминать фразу Анны Маньяни: «Не надо скрывать морщин, они мне слишком дорого достались!»
Публика в зале действительно была очень чувствительна к актрисе, к ее шуткам, к ее боли, к ее переживаниям и чувству времени. Иногда кажется, что она живет вместе с Ахматовой или Цветаевой и размышляет с ними о жизни, о любви. А ведь на самом деле, был такой эпизод в ее жизни на съемках фильма об Ахматовой. Актриса рассказывала, что во время съемок порой чувствовала невидимое присутствие персонажа, которого играла: «Когда мы снимали в дачном домике Ахматовой и я рассказала об этом, ребята из съемочной группы надо мной только посмеялись. А той же ночью, когда они легли спать, по дому начал кто-то ходить, переставлять вещи… В общем, наутро они уже не воспринимали мои слова как бред сумасшедшего».
Как это ни странно, но Петербург изгонял из города свободомыслящих талантов. Почему Крючкова осталась в городе, а не уехала в Московские театры? «Да, Питер отличается тем, что не ценит своих творцов. Уехали все: Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Лариса Долина, Валентина Леонтьева, Сергея Юрского так просто выдавили. Сейчас собираются вешать почетную доску партийному деятелю, негодяю Григорию Романову. Мы все встали на дыбы – Пиотровский, Басилашвили, Герман, протест написали. Но при всех минусах публика в Питере – просто потрясающая. Я родила в этом городе моих мальчиков».
Как ей удается запоминать столько стихов? «Как сказал Марис Лиепа, «чтобы танцевать – надо танцевать». Все ложатся спать, а я обкладываюсь книжками и сижу до рассвета. Поэтому и прошу – не звоните мне раньше 14.00».
Не любит Светлана Крючкова, когда ее называют по имени без отчества. И на эту тему даже рассказывает почти анекдотический случай: «Звонит мне как-то один товарищ в 11 ночи уже и говорит: «Света, привет!» Ну, я его сразу и осадила: «Вот если бы вам было 90, тогда я могла бы быть для вас Светой…» А он смутился и говорит: «Ну, вообще-то мне 83…». «А, здравствуйте, Эльдар Александрович!», – тут же поняла я, что это Рязанов, и перестала обижаться»
Между прочим, Рязанов сам знает километры стихов. И со Светланой Крючковой они часами готовы слушать шедевры в исполнении друг друга.