Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Главная  »  Газета "Русская Америка"  »  Вам расскажет репортер  »  «Здесь звучит наша музыка!»
     »  Главная  »  Magazine issue  »  2011.08.10 Features  »  «Здесь звучит наша музыка!»
    «Здесь звучит наша музыка!»
     Super Admin |  08/14/2011 | Рейтинг:
    Мне судьбой предначертано знакомить с азербайджанской культурой

    Ирада Ахундова была делегатом недавнего третьего съезда азербайджанцев мира в Баку. Она родилась в семье, где просветительство и уважение к национальной культуре в крови. Педагогами были ее дед и прадед, их братья и сыновья. Отец Ирады – архитектор, чье восторженное отношение к азербайджанской литературе выразилось в участии в реконструкции здания Музея Низами, и она считает для себя естественным, что, оказавшись за рубежом, стала культурным послом своей родины. Сейчас Ирада – президент Ассоциации городов-побратимов Хьюстон-Баку. Интервью с ней подготовили «Азербайджанские известия».

    – Откуда в вас такая общественная активность, тем более сейчас, когда прагматизм все чаще берет верх над альтруизмом?

    – Наверно, виноваты гены педагогов Ахундовых, из поколения в поколение работавших на ниве просвещения. Я тоже стала педагогом. Преподавала азербайджанский язык в русском секторе школы № 20. Когда на вопрос: «Кто такой Низами?» услышала «кинотеатр», поняла, что надо срочно что-то делать. Села и написала программу преподавания азербайджанской литературы в русском секторе. Спасибо руководству школы, поддержавшему меня. В то время классы делились на гуманитарные и математические, и вот я стала работать по новой программе с гуманитариями. Пошла в Музей азербайджанской литературы им. Низами к его тогдашнему директору академику Бекиру Набиеву с просьбой разрешить проводить там занятия по некоторым темам. Он согласился и помог. Мои ученики до сих пор помнят эти наши уроки, и мы по настоящее время поддерживаем связь.

    – Теперь это называется музейная педагогика. К ней стали обращаться и в некоторых бакинских школах.

    – Я верю, что те мои ученики, даже если они и не занимаются искусством напрямую, любят родную культуру, интересуются ею, привлекают к ее постижению других. Похоже, мне судьбой предназначено знакомить с азербайджанской культурой иностранцев, людей, большинство из которых никогда не были в нашей стране. И это для меня очень важно. Потому что дает возможность выразить себя творчески. Ведь творчество может проявляться в самых разных формах – умении общаться с людьми, накрывать стол, воспитывать детей и многом другом. Сегодня, как мне кажется, мое творческое начало проявляется в моей нынешней общественной ипостаси президента Ассоциации городов-побратимов Хьюстон-Баку.

    – Как вы оказались в штате Техас в США, как стали заниматься американо-азербайджанскими связями? 

    – Вместе с мужем Эдуардом Мамедовым, профессором, специалистом по катализу. Благодаря его востребованности мы в начале 90-х попали в Испанию, где он работал в Академии наук. Тогда в Испании с работой было весьма сложно, и я занялась поиском соотечественников. К сожалению, в те времена найти там азербайджанца или выходца из Баку было практически невозможно. Но все-таки я нашла семью Сулеймановых, а потом и нескольких студентов, обучавшихся в мадридских вузах. Каждую субботу мы собирались у нас дома, приглашали знакомых испанцев, звучала азербайджанская музыка в исполнении Рашида Бейбутова, Муслима Магомаева, Полада Бюльбюльоглы. Я не забуду, как один из гостей, никогда не бывавший в Баку, слушая в исполнении Бейбутова песню «Ана», так растрогался, что я вынуждена была спросить, почему он так переживает. Когда он ответил, что, наверное, это песня про мать и о чем-то грустном, я подумала, насколько замечательна наша музыка, что человек, не знающий азербайджанского языка, только по мелодике почувствовал то, что в ней заложено. Просто удивительно, какая у нас великолепная музыка! Потом мужа пригласили на работу в нефтяную компанию в Саудовской Аравии, где только-только было создано азербайджанское посольство, и где я с удовольствием помогала нашему послу Эльману Араслы и его замечательной супруге Эльвире Ханым. Принимала участие во встречах, проводимых посольством, где всегда было много вопросов – о положении женщин в нашей стране, об отношении к религии и т.п.

    Вскоре компания, в которой работал муж, открыла в Хьюстоне исследовательский центр, большую лабораторию, и Эдуарда пригласили ее возглавить. А я, конечно, начала с того, что снова стала искать соотечественников. Первым оказался будущий глава «BP-Азербайджан» Рашид Джаваншир, который тогда работал в этой компании. Это была замечательная встреча, поскольку он – настоящий патриот нашей страны. Должна сказать, что когда живешь за границей, то по-особому ощущаешь связь с земляками, соотечественниками, которые, как и ты, гордятся своей культурой, своей страной и хотят привлечь к ее познанию как можно больше других людей. Мне, могу сказать честно и откровенно, везет на таких людей, и это большое счастье.

    – Может, это связано с тем, что вы сами ищете новые знакомства, новых друзей? 

    – Во всяком случае, зная, что Хьюстон еще с советских времен – побратим Баку, я решила, что надо восстановить связи между этими городами, и стала искать контакты, чтобы это осуществить. К тому времени на наши встречи приходило столько соотечественников и их друзей, что наш дом уже не вмещал всех, пришлось переместиться в ресторан. Более того, с каждым годом становилось все больше людей, которые, приезжая в Хьюстон, обращались к нам за помощью. Так у меня появилась собственная компания, в которой мы занимаемся широким спектром решения проблем прибывающих в Хьюстон соотечественников – от организации лечения до размещения в отелях и проведения форумов и других мероприятий. Большая часть этой работы проводится бесплатно или за символическую цену, но, с другой стороны, по возросшему числу обращающихся понимаю, что нашла свою нишу. Знакомство с этими людьми очень помогает и ассоциации. Появляются новые друзья. Мы, как водится, отмечаем вместе праздники, знаменательные даты, просто собираемся, чтобы повидаться, поговорить на родном языке, послушать музыку и пр. В наших мероприятиях участвуют и американцы, особенно те, кто когда-то работал в Азербайджане или имел какие-то связи по работе с Баку. Это и директор нашей организации – Маут Бек, которая долгие годы жила в нашей стране, и много других. Нас к тому времени уже знали и в хьюстонской мэрии, поскольку на некоторые встречи мы приглашали и гостей со стороны. И работа закрутилась. В Хьюстоне не было никакого азербайджанского представительства. Госкомитета по работе с диаспорой тогда тоже не было, и мы – художник Саида Ахвердиева, ученый-биохимик Риад Эфенди и я – решили связаться с нашим тогдашним послом в США Хафизом Пашаевым. Он нас очень поддержал, приехал к нам в Хьюстон, представил в мэрии и других официальных структурах. Словом, ввел в свет. Помогало посольство и материально.

    Первым важным мероприятием, в котором мы заметно проявили себя, стал знаменитый Хьюстонский международный фестиваль искусств. Это ежегодная встреча жителей не только этого города, а всего штата Техас с представителями национальных культур мира. Было очень радостно, что в те дни на улицах в центре Хьюстона, где, по данным американской прессы, находились примерно 30 тысяч человек, звучала азербайджанская музыка. «Яллы» в исполнении детского танцевального ансамбля «Шарг чираги» соседствовал с испанским фламенко, индийскими танцами, звуками шотландской волынки и другими экзотическими для американцев музыкальными инструментами. Я позвонила послу и, как оказалось, даже закричала в телефонную трубку: «Здесь звучит наша музыка!» – так я была счастлива.

    – Сколько членов в вашей ассоциации и кто они?

    – В основном это ученые, нефтяники, которые работают в известных компаниях BP, Halliburton, студенты университетов, как правило, будущие геологи, геофизики, химики. Мы нередко выступаем в этих учебных заведениях с лекциями об Азербайджане, его культуре и истории, показываем фильмы, естественно, рассказываем о трагических страницах современной истории, связанной с карабахским конфликтом, оккупацией Арменией наших земель. Активистов, как я их называю, у нас человек пятьдесят. Примерно столько же, если не больше, американцев – друзей нашей страны, которые с удовольствием бывают на наших мероприятиях. А если быть точными, то в различных празднествах, которые мы организуем в связи с Новруз байрамы, Днем республики и т.п., обычно принимают участие представители 150-200 семей. Побратимству (по-английски это называется города-сестры) Баку с Хьюстоном в этом году исполнилось 35 лет. Всего у Хьюстона 17 побратимов, и наш город среди них – второй по стажу пребывания в этом статусе.

    – Из чего складывается деятельность вашей организации?

    – Это очень долгая, кропотливая и незаметная на первый взгляд работа. Встречи с людьми, руководством города, участие в их мероприятиях, организация своих акций, концертов, конференций с участием американских друзей. В Хьюстоне есть оперный театр – Houston Grand Opera. Мы там бываем постоянно, и не только на спектаклях, но и приносим диски с азербайджанской музыкой, записями концертов наших известных исполнителей, дарим книги, буклеты об Азербайджане – о знаменательных событиях и трагических датах нашей истории, которые получаем из Госкомитета по работе с диаспорой. Так налаживаются контакты, которые со временем все крепче и прочней связывают два города, а значит, и людей, их населяющих. В результате наша страна была включена в проект «Восток-Запад», который здесь реализуется.

     Как-то Энтони Фрейд, директор Houston Grand Opera, сообщил мне, что хочет пригласить нашего известного композитора Франгиз Ализаде для постановки ее новой оперы «Море – имя твое». А незадолго до моего отъезда в Баку на III съезд азербайджанцев мира у нас прошел фестиваль, в котором приняли участие Азербайджанский государственный ансамбль танца и трио мугаматистов. Они совершили гастрольный тур по маршруту Хьюстон-Лос-Анжелес-Вашингтон. И везде им сопутствовал успех. Особенно интересно их выступления проходили у нас. Поскольку дело было в мае, то рассказали гостям о Шуше, о ее оккупации армянскими вооруженными формированиями, звучал мугам «Карабах шикестеси». А потом состоялась премьера оперы Франгиз Ализаде. В ней рассказывается об истории любви молодой американской художницы Дениз и молодого азербайджанского певца Сеймура. В основе произведения – проблемы, которые возникают у молодых людей из-за этнических и религиозных различий. Партию Дениз исполнила хьюстонская певица Лора Боткин, ее отца – американский баритон Джон Баккард, Сеймура – тенор Бабек Нифталиев, а его матери – народная артистка Азербайджана Мелекханым Эюбова. В постановке принимали также участие народные артисты Азербайджана Мохлет Мовсумов (тар) и Фахраддин Дадашев (кяманча). После того первого представления состоялось уже четыре показа спектакля, и на каждом из них переполнявшая зал публика подолгу, стоя, благодарила артистов аплодисментами.

    – И напоследок, как водится, о планах.

    – Мы готовимся торжественно отметить юбилеи – 35-летие побратимства Хьюстон-Баку и 20-летие независимости Азербайджана. Надеемся, что мероприятия окажутся интересными, запоминающимися. И еще. В Хьюстоне сейчас идет подготовка к разбивке международного парка городов-побратимов Хьюстона, среди аллей которого будет и посвященная Азербайджану. Работают дизайнеры, художники-флористы. Естественно, и мы думаем о том, как сделать ее одной из лучших. Открытие парка состоится весной следующего года. Это наши главные проекты на перспективу.

     

    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today