После того как гражданин Узбекистана Улугбек Кодиров был признан виновным в планировании убийства президента Барака Обамы и приговорен к 15 годам заключения, в распоряжении корреспондента Русской службы Би-би-си Владимира Козловского оказались некоторые детали жизни Кодирова.
Как оказался Кодиров в США, как получилось, что его студенческая виза была аннулирована, а он стал нелегальным иммигрантом, и, наконец, что заставило его признаться в намерении организовать покушение на жизнь Барака Обамы, попытался объяснить адвокат Кодирова Лэнс Белл. Белл направил федеральному судье Абдулу Кэллону восьмистраничное ходатайство, в котором убеждал его дать Кодирову минимальный срок, предусмотренный федеральным «Уложением о наказаниях». Неизвестно, повлияло ли ходатайство на решение судьи, но «за признательные показания и сотрудничество со следствием» его приговорили к 15 годам заключения, тогда как грозило ему до 30 лет лишения свободы.
«Мечты разбились»
По словам защитника, Кодиров закончил в Ташкенте лицей при Узбекском национальном университете и потом получил специальность медбрата в Ташкентском педиатрическом медицинском институте. Он приехал в США 19 июня 2009 года по студенческой визе F-1 с намерением поступить на медфак Колумбийского университета в Нью-Йорке. Как пишет адвокат, Кодирова приняли в этот вуз, но не дали ему приступить к занятиям, поскольку он совсем плохо знал английский. Однако когда с университетом связалось агентство Ассошиэйтед пресс, его представитель Даг Леви сообщил, что в базе данных этого элитного вуза нет никаких следов Кодирова. Леви выразил сомнение, что со своим знанием английского узбек мог бы пройти приемную комиссию. «Но ему ведь выдали студенческую визу!» – возражает Белл, по словам которого, без справки из Колумбийского университета Кодиров бы ее просто не получил. Это важный момент, поскольку прокуратура согласилась на резкое сокращение наказания отчасти из убеждения, что Кодиров был правдив с нею даже в мелочах. Защитник говорит, что когда его подзащитный прилетел в конце 2009 года в Нью-Йорк, он, возможно, что-то перепутал и решил, что его-таки приняли в Колумбию.
Поскольку его не приняли, 1 апреля 2010 года власти аннулировали его студенческую визу, и дальше Кодиров находился в стране нелегально. Как элегически писал судье адвокат Кодирова, «мечты разбились, но Улугбек был полон решимости заняться самоусовершенствованием, поэтому он записался на курсы английского» в Бруклине. 19-летний узбек перебивался случайными заработками, и в конце концов его занесло в город Бирмингем, штат Алабама, где он работал семь дней в неделю в одном из киосков в торговом центре. Не имея в Алабаме ни родных, ни друзей, Кодиров, по словам адвоката, накопил денег и купил ноутбук. Он общался в интернете с родственниками в Узбекистане, играл в компьютерные игры и постепенно познакомился с другими пользователями, которые стали накачивать его исламистской пропагандой. «Улугбек поверил, что они его друзья, – пишет адвокат, – и, как его воспитали, верил всему, что они ему говорят».
Винтовка и четыре гранаты
Дальше – больше: новоиспеченный алабамец повадился посещать джихадистские сайты и, посмотрев на YouTube их наглядную агитацию, уверовал в то, что «американцы хладнокровно убивают его народ». По словам защитника Белла, «у Улугбека выработались антиамериканские настроения, и он утратил веру в американцев. После ареста Улугбек узнал, что американцы не убивают его народ, и что видеофильмы, которые он видел в интернете, были лживыми».
Как говорится в судебном документе за подписью следователя министерства внутренней безопасности США Джона Осборна, в начале июля 2011 года Кодиров связался с неким тайным осведомителем на предмет приобретения оружия. 13 июля 2011 года осведомитель отвез его в гостиницу Hampton Inn в городе Лидс штата Алабама и представил там человеку, который в гостиничном номере показал Кодирову два ствола: снайперскую винтовку с оптическим прицелом и винтовку М15А1 фирмы Sendra Corporation. Кодиров выбрал вторую. Сообщается также, что он захватил с собой четыре ручные гранаты. На выходе из отеля его арестовали. Как пишет его адвокат, узбек «сделал то, что он делал всегда, то есть был честен и говорил правду», а также сразу начал сотрудничать со следствием.
В феврале Кодиров признал себя виновным и признался, что план убить Обаму на одном из предвыборных мероприятий зародился у него в ходе бесед в интернете с человеком, который представился как член Исламского движения Узбекистана, занесенного госдепартаментом в список террористических организаций.
Прокурор Майкл Уисонант заметил перед вынесением приговора, что разоблачить планы Кодирова помогли представители мусульманской общины Бирмингема. По словам прокурора, если бы Кодирову удалось убить президента, то ответственность взяла бы на себя некая иностранная группировка. «Я искренне сожалею о своей ошибке», – смиренно заявил Кодиров судье.
Владимир Козловский