Согласно опросам «Левада-центра» около 40% россиян считают Америку одним из главных врагов своей страны; более 70% воспринимают США как агрессора, навязывающего свою волю всему остальному миру. Коррелируют ли взгляды россиян на Соединенные Штаты с тем, как американцы оценивают Россию?
Как показывают последние опросы, проведенные телеканалом CNN, абсолютно положительного мнения о России придерживаются 10% американцев, и 47% дают ей в целом позитивную оценку. С другой стороны, резко отрицательное мнение о России разделяют 12% респондентов и 28% видят ее, в целом, в негативном свете. Так что, если полюса в количественном выражении примерно равные, то в смысле общего отношения благорасположенных к России в Америке почти вдвое больше, чем дурнодумающих.
Согласно той же анкете CNN, 16% американцев считают Россию союзником и 45% – дружественной державой. В то же время, 28% думают о ней, как о стране недружественной и 9% квалифицируют ее как врага.
Если смотреть во временном разрезе, начиная с конца 80-х, то апогей популярности России в США приходится на август 91-го, перигей – на апрель и ноябрь 99-го, то есть на момент, предшествующий приходу Путина к власти. Говорит эксперт Института American Enterprise Даниэль Вайдич.
Опросы подтверждают то, что подсказывает здравый смысл. В восьмидесятые годы около 95% американцев видели в Советском Союзе основного стратегического противника. Однако еще до распада СССР, с наступлением эры гласности и перестройки, и ослабления напряженности в американо-российских отношениях, это цифра буквально за несколько лет понижается в три раза, до тридцати процентов. В настоящий момент, несмотря на все перепады в двусторонних отношениях, она колеблется у отметки девять процентов.
Девять процентов американцев считают Россию основным противником. Правда, если изменять формулировку вопросов, то и ответы будут несколькими иными.
– Да, это обычное явление в социологических исследованиях: ответы колеблются в зависимости от того, как заданы вопросы. Впрочем, как бы мы ни формулировали вопросы – в терминах «приятель-неприятель» или в терминах отношения к России (положительное или отрицательное), ответы опять-таки будут соответствовать здравому смыслу. На ранних этапах правления Ельцина более двух третей американцев придерживались положительного взгляда на Россию, сегодня эта цифра ниже, но не принципиально, а, скажем, на момент дипломатической конфронтации, предшествовавшей началу военной кампании в Ираке в 2003 г., положительный рейтинг России упал до 40%-50%.
Обнародованные недавно результаты анкетирования, проведенного службой Расмусена, изучающей настроения тех американцев, которые являются активными избирателями, показали, что рейтинг Владимира Путина в США кардинально отличается от рейтинга России как страны.
– О Путине лично американцы думают намного хуже, чем о России в целом. Шестьдесят один процент американских избирателей дают Путину отрицательную оценку, пятнадцать процентов – положительную. То, что Путин стал в третий раз президентом, на настроениях американцев не отразилось, они плохо думали о нем и тогда, когда он был премьером: пятьдесят два процента «против», одиннадцать «за». Что изменилось, так это показатели когорты неопределившиеся: сегодня только 23 процента избирателей затрудняются в выставлении той или иной оценки Путину, год назад их было 36 процентов... В общем, – подчеркнул эксперт Института American Enterprise Даниэль Вайдич, – в этом нет ничего странного: все народы (и американцы – не исключение) склонны разграничивать свое отношение к лидерам иностранного государства и к ее населению, особенно, когда это отношение критическое. Это, как минимум, проявление элементарной вежливости, а глубинно отражает веру в то, что все мы при наличии доброй воли можем жить в мире и согласии.
– Пожалуйста, несколько слов о том, как различаются взгляды на Россию среди возрастных групп, среди демократов и республиканцев…
– Здесь тоже все понятно: люди среднего возраста и пожилые дают России более низкую оценку, чем молодые, поскольку для них Россия ассоциируется с Советским Союзом и «холодной войной»; для молодого поколения это, в общем, пустой звук. Республиканцы относятся к России более скептично, чем демократы; на мой взгляд, – сказал Вайдич, – не потому, что им не импонирует Россия, как таковая, а потому что в целом международная политика для республиканцев, в отличие от демократов, – это арена борьбы, а не дружбы, и что в этой борьбе они смотрят на демократические страны как на естественных союзников Америки.
Что касается республиканцев, Ричард Никсон и Рональд Рейган были яростными антисоветчиками до переезда в Белый дом, а став президентами, проводили вполне конструктивную политику в отношении России; многие аналитики рассматривают недавнее заявление вероятного соперника Обамы Митта Ромни, что Россия является основным стратегическим противником США, как перегиб в предвыборной риторике, по их мнению, оно не свидетельствует о кардинальном пересмотре взглядов на Россию в республиканском истеблишменте. Впрочем, как отметил мой собеседник, эксперт Института American Enterprise Даниэль Вайдич, мнения американцев о России улучшились бы, если бы она перестала расценивать НАТО как враждебную организацию и усматривать угрозы для себя в разворачиваемой на европейском континенте системе противоракетной обороны, создания которой ныне требуют от своих правительств большинство граждан западных стран, включая Соединенные Штаты.
Евгений Аронов