Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Главная  »  Газета "Русская Америка"  »  Вам расскажет репортер  »  Фестиваль оркестров американского континента
     »  Главная  »  Magazine issue  »  2012.06.14 Resources  »  Фестиваль оркестров американского континента
    Фестиваль оркестров американского континента
     Super Admin |  06/16/2012 | Не оценено
    Дирижер Хьюстонского симфонического оркестра обошелся без переводчика

     

     

     

     

     

    С 1 по 11 июня в Колонном зале Дома союзов в Москве прошел седьмой фестиваль симфонических оркестров мира. В его программе было восемь вечеров. Два из них отданы оркестрам России (Ярославскому и оркестру московской филармонии), а остальные связаны с коллективами Южной и Северной Америки. В афише: Хьюстонский симфонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Кубы и филармонический оркестр Боготы из Колумбии.

    В этом году фестиваль дал географический крен в сторону американского континента. Хьюстонский оркестр представлял 11-ю Симфонию Шостаковича, 38-ю Моцарта и 9-ю Брукнера, а также сыграл симфонию Джона Адамса «Атомный доктор». Первоначально это была опера, главный герой которой – Роберт Оппенгеймер, а действие происходит на полигоне в 1945-м году, накануне испытания атомной бомбы. В 2007-м Адамс написал симфонию под тем же названием. В России она никогда не звучала, но ее автор в Москву не приехал. Директор Ассоциации симфонических оркестров РФ Лолита Сильвиан объясняет:

    – У него свои планы, но вот дирижер Ханс Граф даже переводчика себе не попросил, он  говорил по-русски. Он учился в России, его жена – русская. И еще в Хьюстоне есть огромное русскоговорящее Общество дружбы с оркестром. И из Хьюстона приезжали люди поддержать свой оркестр.

    Русский след был обнаружен и в Кубинском оркестре. Во-первых, восемь его музыкантов учились в российских консерваториях. Во-вторых, композиторы Энрике Гонсалес Мантичи, Хорхе Лопес Марин и Гидо Лопес-Гавилан (музыку которых можно услышать вечером 2 июня) тоже учились в России. Первый – у Николая Аносова, Александра Гаука и Лео Гинзбурга, второй закончил аспирантуру у Арама Хачатуряна, третий занимался в Москве по классу оркестрового дирижирования. На музыку Мануэля де Фальи Леонид Мясин поставил для труппы Дягилева «Треуголку». В афише были еще два мексиканских композитора (Артуро Маркес и Хосе Пабло Монтайо), а также «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и Четвертая Симфония Чайковского.

    На вопрос, часто ли кубинские оркестры попадают под одну фестивальную «обложку» с американскими, ответил Посол Кубы в РФ Хуан Вальдес Фигероа:

    – Мы – соседи. Наши музыканты и оркестры выступают в самих Соединенных Штатах. Этот оркестр осенью поедет в тур по двенадцати городам США, что нормально для культурного обмена. А политика это другое дело.

    Фестиваль завершился 11 июня концертом «Музыка истории России». Первые буквы образуют слово «МИР», хотя некоторые сочинения программы написаны по случаю военных побед России или не совсем мирных моментов ее истории. Здесь «Гром победы раздавайся» Осипа Козловского и Гаврилы Державина (неофициальный гимн конца 18-го-начала 19-го века), «Боже, Царя храни» Алексея Львова и Василия Жуковского, вариант гимна Александра Гречанинова и Константина Бальмонта, отвергнутый Временным правительством, и гимн РСФСР Сергея Прокофьева – с 1946 года он хранился в архиве и прежде никогда не исполнялся. Говорит автор оркестровки, композитор, заведующий кафедрой композиции и инструментовки Академии имени Гнесиных Кирилл Волков:

    – Последний концерт фестиваля, который провел Юрий Симонов со своим оркестром, включил замечательные, забытые или даже никогда не исполнявшиеся произведения

    российских композиторов. Многие связаны с тематикой гимнов. Я увидел в архиве две странички рукописи Прокофьева 1946-го года, накарябанные странным почерком, потому что Прокофьев только что вышел из больницы (у него был микроинсульт). А тут наших авторов призвали подумать о российском гимне – не СССР, а РСФСР. Этому сопутствовало оригинальное решение, которое только в то время и могло родиться (хотя сейчас тоже рождаются очень «оригинальные» решения в области музыкального образования, но это другая тема) – поставить всех авторов в равные условия (Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна, Прокофьева) и поручить сделать оркестровку одному человеку – Рогаль-Левицкому. И вот Прокофьев «картошками» (речь идет об очень приблизительной, схематичной записи – РС) написал мелодию и – снизу – гармонию. А мне хотелось, чтобы Прокофьев в сознании слушателей остался Прокофьевым. Я такую задачу поставил. Если получилось, то это для меня большое счастье.

    В тот же вечер были исполнены сочинения Ивана Грозного (Стихира на праздник Владимирской иконы Божьей матери и «Вострубите трубою»), а также произведение Федора Иоанновича «Достойно есть».

    Марина Тимашева

     

    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today