– Элла, вы с детства мечтали стать парикмахером?..
– Мой дед был парикмахером. Он работал в гостинице «Москва» в центре Нижнего Новгорода. У него стриглись Ворошилов, Чкалов, когда приезжали в Нижний в командировки. Моя тетка была хорошим дамский мастером. Но когда я сказала своей маме, что хочу идти в парикмахеры, она мне просто ответила: «Не пойдешь.» Я пришла в объединение парикмахерских и сказала: «Хочу выучиться на парикмахера.» А мне ответили: «Нам сейчас нужны только кассиры..» В итоге я четыре года проработала на мамином заводе, поняла, что это не мое, и все-таки решила не отступаться от своей мечты. Знакомая нашей семьи Дина Ивановна Бовина была заведующей парикмахерской. Я пришла к ней. «У меня есть место маникюрши, пойдешь?..» Я пошла. И после каждой своей смены торопилась в парикмахерский салон и смотрела, как работают мастера. Одна из опытных мастеров, Дора Андреевна, сжалилась надо мной, и на каком-то юбилее, куда пришел начальник объединения договорилась с ним, чтобы мне можно было учиться у кого-то из мастеров.
Мне достался замечательный учитель, Таня Веденецкая. Вообще, парикмахерская школа в Нижнем Новгороде была одной из сильнейших в России. У нас были девочки чемпионки и призеры чемпионата России, постоянно кто-то на соревнованиях и конкурсах побеждал.
– Вы сдавали какие-то экзамены?
– Конечно. Обычно ученики учились по полгода. Я за три месяца подготовилась, и пришла сдавать экзамен. Нужно было отработать целую смену в салоне под строгим наблюдением председателя комиссии. Все было хорошо. А под самый конец смены, уже в пять вечера пришла женщина с длинными волосами ниже талии. И вот председателю приемной комиссии не совсем понравилось, как я ей прическу сделала.
«Мастером ты не будешь, потому что ты «волночки» делать не умеешь», – сказала она мне. Я чуть не в слезы. Но другие мастера, члены комиссии заступились за меня.
«Да ты что… Она так хорошо весь день отработала…» Короче, экзамен у меня приняли. Было это 4 апреля 1969-го. Я начала работать в нашем салоне «Тройка». В мае было очень много клиенток, девочек-выпускниц. Однажды мама привела дочку и попросила сделать прическу на длинных волосах для выпускного. Я работала, цветы как-то красиво приколола, это тогда только входило в моду, закончила: смотрю, все мастера вокруг меня собрались, хвалят и спрашивают. «Элла, как ты это сделала?..»
– Девочка, конечно, была довольна?..
– Да. И мама ее. Очень благодарили.
– Как развивалась ваша карьера?
– Я работала. Получала удовольствие от того, что я делаю. У меня появились «свои» клиенты. В 1975 году в Нижнем Новгороде среди мастеров стали ходить слухи об открытии элитного парикмахерского салона «Волшебница» по типу знаменитой московской «Чародейки». Естественно, мне хотелось там работать. Я встретилась с директором Галиной Гороховой. Она мне сказала: «Мы открываемся в январе. Берем только самых лучших и опытных мастеров. 13 февраля будет областной конкурс. Если войдешь в пятерку лучших на нем – будешь у нас работать».
Я заняла четвертое место на конкурсе, и Горохова, как обещала, взяла меня в «Волшебницу». Там я проработала с 1976 по 1990-й год. Это было очень хорошее время в моей жизни. Часто ездили на стажировки в Москву, участвовали в республиканских и всесоюзных конкурсах, в «Интершарме», где получали награды. Я ездила стажироваться во Францию, в Париж, и в Германию. У нас был лучший салон в области. Учиться к нам приезжали девочки со всей России, даже из Сибири и Дальнего Востока.
А потом в России, если вы помните, началась приватизация и передел собственности. Новые владельцы «Волшебницы» пригласили меня и сказали, что видят меня директором салона, но остальной коллектив планируют уволить и набрать своих мастеров, которых я должна обучить. Дали мне подумать неделю.
Я выдержала два дня и после пары бессонных ночей пришла и отказалась от этого предложения. Я не могла предать девочек, с которыми проработала много лет. Не такой я человек. Из «Волшебницы», конечно же, пришлось уйти. В 1990-м я открыла собственный именной салон «Элла».
– Что называется, не было бы счастья да несчастье помогло?..
– Может быть. У нас работало семь мастеров, два косметолога, две маникюрщицы, тут же работал бар. Все было очень стильно и красиво. Быть владелицей собственного бизнеса, конечно, было непросто в те времена, но интересно. Несмотря на организаторскую и административную работу, творчество для меня всегда оставалось на первом плане, я продолжала работать парикмахером-модельером.
– Элла, ваша мама поняла, что была в свое время не права, когда запрещала вам учиться на парикмахера?..
– Конечно. Когда через год работы в «Волшебнице» я выиграла областной конкурс, в котором участвовало 150 человек – она сказала мне об этом. Вообще, моя семья всегда и во всем меня поддерживала. Мой муж Владимир, с которым мы вместе с 1986 года, всегда меня подталкивал к чему-то новому, поощрял мой профессиональный рост, гордился моими успехами. Родители моего мужа Любовь Павловна и Михаил Осипович до сих пор являются моими первыми сторонниками, во всем поддерживают.
– В Нижнем Новгороде вы были известным человеком?
– Без ложной скромности – да. В Нижнем меня знали. И я всегда «летала» по улицам с высоко поднятой головой. И газеты обо мне писали, и телевидение снимало… Заголовок одной газетной статьи про себя из «Комсомольской правды в Нижнем Новгороде» все еще помню: «Я люблю волосы, своих клиенток и маму». Даже сейчас, когда приезжаю, люди узнают меня.
– В каком году вы уехали из России в США?
– В 1996-м. Как сейчас помню: мы приехали в Хьюстон 10 июня 1996 года. И я первым делом стала узнавать, что мне нужно сделать, чтобы работать по моей специальности. Пришлось год отучиться в колледже, чтобы получить лицензию. Кончено, учеба в практическом плане была для меня чистой формальностью, поскольку я уже была опытным мастером. Нелегко было с «теорией», английского языка у меня тогда еще не было. После получения лицензии я четыре года отработала в Хьюстоне, в парикмахерском «бьютике», а с 2002 года работаю на себя в салоне «Пирамида».
– В России у вас осталось много учеников?..
– Очень много. Многие ведущие парикмахеры-модельеры Нижнего Новгорода – мои ученики. Мои ученицы работают и в США: в Нью-Йорке, Кливленде, Сиэтле, других городах.
– Элла, не могу не спросить, чем, на ваш взгляд, отличаются российская и американская парикмахерские школы?
– Если коротко, то российские мастера – более универсальны. Мы умеем делать все, причем, одинаково профессионально: и женские стрижки, и мужские, и детские, и окраску, и «химию»… А американские парикмахеры часто специализируются только на чем-то одном: скажем, только на стрижках, только на окраске волос…
– Ваш профессионализм и универсализм сложно не заметить во время ваших традиционных показов причесок. Как родилась идея «Театра причесок»?...
– Может быть, «Театр причесок» – слишком громко сказано… В Хьюстоне мне всегда хотелось показать русскоязычной общине красивые женские прически. Я же привыкла в России к сложным, интересным и креативным конкурсным работам. Тут мне этого не хватало. Я набрала несколько моделей, которые были согласны участвовать в таких показах. Познакомилась с очень творческим человеком, лидером организации URAA Еленой Филипс, ей моя идея понравилась. В 2004 году на балу URAA, посвященном «Женитьбе Фигаро» мы впервые выступили.»С тех пор на ежегодных тематических балах URAA мы всегда показываем новую «коллекцию» причесок.
– Как народ реагирует?
– Доброжелательно. Хвалят, комплименты говорят мне и моделям. Однажды одна дама подошла ко мне и сказала: «Вы хотите сказать, что все эти 15 причесок вы сделали сами за один день?..Не поверю…» Конечно, сама. К прическам я никого не подпускаю. Конечно, у нас есть добровольные помощники, которые помогают нам готовить показы. Риэлтор Наташа Чернис написала однажды великолепные стихи для показа, кто-то помогает с костюмами, с музыкой…
– Когда ваше следующее выступление?
– 21 декабря, на традиционном балу URAA, который будет называться «Парад планет». Уже сейчас мы с моими девочками-моделями готовимся к этому выступлению.
– Элла, что такое модная стрижка?
– Эта та, которая вам идет, и которую вы умеете носить с гордо поднятой головой.
– Как часто нужно ходить к парикмахеру?
– Чтобы поддерживать тот стиль, который вы выбрали, достаточно посещать своего мастера один раз в месяц или один раз в два месяца.
– Как вы относитесь к модному сейчас и в России и в США наращиванию волос?
– Отрицательно. Эта процедура вредит волосам, они истончаются, становятся ломкими, секутся. Я не рекомендую эту процедуру.
– Вы недавно вернулись с профессиональной выставки Beauty hair show из Чикаго. Поделитесь впечатлениями?
– В моде две основные тенденции: естественный стиль, подчеркивающий природную красоту волос (приверженцем которого я являюсь), и авангард, отражающий сегодняшний технический прогресс и развитие современных парикмахерских технологий. Длина волос – либо короткая, либо супер-длинная. Стрижки – с одной стороны, классические, геометрически четкие формы, с другой стороны – отдельные рваные пряди, нарочитый хаос: лохматая, но стильная голова.. Челки – длинные. Если говорить об окраске – то очень модны тона от цвета «грязного песка» до платинового. Мелирование по-прежнему в моде, правда, оно становится все более сложным и требует от мастера большого искусства. Конечно, это лишь тенденции и направления. Как их применять на практике – дело ваше. Я уже высказывала свое мнение: в моде та прическа, которая вам идет.
– И напоследок: рецепт хорошей маски для волос от Эллы Гуревич…
– С удовольствием. Моя любимая маска «Формула 5». 30 граммов коньяка, столовая ложка меда, столовая ложка тертого лука, столько же оливкового масла, взбитые отдельно яичный желток и белок, заваренная трава ромашки. Все поочередно смешать до однородной массы и нанести перед мытьем на голову. (Этой смеси вам может хватить на 2-3 раза, хранить ее нужно в холодильнике.) Надеть полиэтиленовую шапочку, а сверху – теплый платок. Можно держать на голове от 30 минут до двух часов. Перед снятием маски хорошо прочесать волосы с кипяченой водой. После двух-трех таких масок даже ослабленные волосы будут нежными и шелковистыми.
– Спасибо, Элла. Удачи вам!