Есть только одна единица времени, которая важна для нынешнего интернет-поколения: сейчас. Культ сиюминутного определяет абсолютно все наши действия. Особенно с тех пор, как размещение информации в реальном времени стало таким простым: достаточно нажать пару кнопок на смартфоне.
Мы стали воспринимать наши оцифрованные жизни как бесконечный поток информации. Сила этого потока с каждым днем нарастает, а значит «сейчас» получает все больше и больше внимания в обществе. Непропорционально больше внимания.
Культ сиюминутного удовлетворяет наше желание получить мгновенную позитивную реакцию из интернета, но не обедняет ли он нас одновременно? Благодаря распространению социальных сетей, и в первую очередь, Facebook, мы все погрузились в эпоху «тем дня», «горячих новостей» и «вирусных видео». Мы зависим от этих непрерывных потоков сообщений, именно оттуда узнаем новости и именно оттуда берем информацию, чтобы разместить у себя, в своей «ленте».
Еще недавно единственным непрерывно меняющимся ручейком информации были биржевые котировки акций. Теперь же нас повсюду окружают информационные потоки в реальном времени, начиная с экранов телевизоров с бегущей строкой и заканчивая миниатюрным экраном мобильного телефона, в котором запущено какое-нибудь интернет-приложение.
Интернет-гуру Кевин Келли считает, что «поток» – одно из шести ключевых слов, описывающих современный медиаландшафт.
Зарегистрируйтесь в любой социальной сети, и вы немедленно окажетесь в самой гуще актуальных событий, на вас обвалится лавина сообщений от людей, которые рассказывают, чем они заняты в данную минуту.
Мы стали «людьми мониторов». У нас круглосуточно включены смартфоны и айпады, потому что мы постоянно хотим знать, что сейчас происходит вокруг нас. Мониторы бесчисленных гаджетов меняют не просто наш стиль мышления, но и то, как мы видим мир вокруг нас.
Сообщения должны быть достаточно малы, чтобы уместиться на экране. Или взять, например, прямой эфир. Раньше это была большая редкость, а теперь появляется все больше программ и устройств, которые позволяют легко превратить наши мобильники в устройства для передачи в эфир «живого» видео. Некоторые эксперты предсказывают, что уже в ближайшее десятилетие мы будем смотреть почти исключительно «живой эфир».
Ненасытный аппетит к сиюминутному подкармливают все новые и новые технологии, благодаря которым количество сайтов, программ и платформ, находящихся на службе у нового культа, неуклонно растет. Возьмите популярную сейчас тему «облачных» технологий. Что это такое на самом деле, если не возможность для всех нас иметь доступ в реальном времени к любой информации, в любое время, из любой точки Земли с помощью любого подходящего устройства?
Этой весной в Техасе на конференции SXSW самой обсуждаемой технологией были приложения, позволяющие узнать, кто сейчас находится вокруг тебя, и связаться с этими людьми (технология ambient awareness). Легко понять, почему подобные приложения, например Highlight, стали таким хитом. Это ведь похоже на магию – мобильный телефон оказывается способен получать просто из воздуха массу полезной информации, которая обновляется каждую секунду. Ваши друзья пребывают с вами постоянно, в бестелесном эфире, так же как ненавязчивая музыка, которая играет в магазинах и лифтах и которую вы обычно даже не замечаете.
Культ сиюминутного столь соблазнителен, потому что люди, как правило, живут «текущим моментом». Для них близко, понятно и осязаемо то, что происходит «здесь и сейчас», а не то, что произойдет в будущем и что не требует немедленной реакции. Конечно, у этого культа есть недостатки. Может ли так случиться, что, как общество, мы больше не будем способны помнить прошлое и предвидеть будущее, поскольку вся наша коллективная энергия оказалась направлена на мысли о настоящем?
Подобная фиксация на «сейчас» неизбежно превращает нас в людей близоруких, не способных увидеть более широкую картину мира. «Поколение реального времени» имеет шанс стать самым великим поколением в истории человечества, но только в том случае, если оно не забудет, что накопленная цивилизацией мудрость хранится не в потоках и не в раздачах, а в книгах, папках и старых пыльных архивах.
Доминик Базалто