Есть много людей, которые без труда расшифруют эту цепочку. В Европе точно. В России – тем более. Пришла очередь узнать в Америке, почему один талантливый молодой музыкант на своем концерте часто упоминает имена двух россиян: олимпийского чемпиона Евгения Плющенко и победителя «Евро-видения», певца Диму Билана. Думаю, что и вы вспомните уникальные музыкальные композиции, которые были ярко воплощены на открытии Олимпиады в Турине в 2006 году и на сцене международного эстрадного конкурса «Евровидение – 2008». Тогда Плющенко стал золотым медалистом, а Билан выиграл конкурс. И все это произошло под чью-то скрипку, а именно Эдвина Мартона, блестящего венгерского музыканта и композитора, который обладает уникальным талантом соединять классические композиции с современным звучанием и аранжировками. Не просто под скрипку, а скрипку самого Антонио Страдивари! И уже проверено – в руках Мартона она превращает музыку в «золото». К слову сказать, в 2006 году композитор удостоился международной премии Emmy за музыку к лучшим спортивным программам.
Мы познакомились с Эдвиным в той самой знаменитой «зеленой» комнате в Wortham Theater, в которой обычно проходят встречи с организаторами, спонсорами и прессой. Он был уставшим, что естественно, но, похоже, очень удовлетворенным своим выступлением, которое красиво называется «Стра-дивариус-шоу». Это, по сути, его сольная программа, но не последнюю «скрипку» в ней играет мини-оркестр «Монте-Карло», состоящий из пяти симпатичных девушек. Женская часть «Страдивариус-шоу» очень органична и несомненно является его достойным украшением. Концерт Эдвина Мартона прошел в конце сентября в Хьюстоне в рамках проекта «The Brilliant Lecture Series». Это специальная программа для молодежи города, которая организуется различными некоммерческими организациями и решает просветительскую задачу, предоставляя форум для взаимодействия с национальными и международными лидерами, благотворителями, художниками и артистами, гуманитариями. В сентябре прошлого года, например, в рамках этой программы в Хьюстон приезжал бывший президент СССР Михаил Горбачев. Организаторы «The Brilliant Lecture Series» посчитали интересным представить молодого и талантливого человека, который предлагает зрителю свое, нетривиальное исполнение известных музыкальных классических произведений и собственных сочинений.
Эдвин Мартон приехал наш город после концертов, которые давал в Майями. Хьюстон встретил его очень тепло, и не только потому, что здесь теплая погода, а в первую очередь по причине искреннего интереса. И зрители в нем не ошиблись. Думаю, что у Мартона в Америке поклонников будет все больше и больше. В Европе его знаменитые музыкальные шоу сегодня собирают целые стадионы зрителей и слушателей. Свойственная ему утонченная лиричность и в то же время бурная энергетика не оставляют равнодушным никого. Наш разговор состоялся на русском языке, и, похоже, герой дня был этим приятно удивлен. Эдвин Мартон – венгр по национальности, родился в Западной Украине. Он хорошо говорит по-русски, ведь будущий композитор учился в Центральной музыкальной школе при Московской Консерватории. После учебы и работы в России были другие страны, первые международные признания. В 1976 году Эдвин одержал победу на международном конкурсе скрипачей в Орфорде (Канада). В награду получил уникальную возможность в течение пяти лет играть на скрипке Страдивари. Впоследствии это право дважды продлевалось. Это уникальная скрипка, созданная в 1698 году. Во всем мире найдется не более десятка инструментов великого мастера, большинство из них хранятся в европейских музеях. Скрипка Страдивари, на которой играет Эдвин Мартон, является одной из самых ценных в мире, ведь именно на этом инструменте играл сам Николо Паганини! Она принадлежит частному швейцарскому банку и является настоящим сокровищем – по самым скромным подсчетам, ее стоимость оценивается в несколько миллионов евро. Звучание скрипки в руках Мартона действительно завораживает. Ее мягкий и кристально чистый звук – достоинство скрипки Страдивари, чей секрет остается неразгаданным до сих пор. Сам Мартон тоже с «секретом», ведь он не похож на классического скрипача, а предлагает слушателю свою собственную игру. Ему мало сцены и подиума, и не зря на прощание он нам сказал: «Найдите для меня каток в Хьюстоне, и я приеду выступать с Плющенко». Теперь уже ясно – приедет! Будем ждать.
Подготовила
Ирина СОЛОВЬЕВА