Известие о разводе Владимира Путина с супругой Людмилой заставило вспомнить другие примеры из истории, когда главы российского государства расставались с женами. На самом деле, такого не было почти никогда: как правило, если в отношениях властвовавшей четы наступало похолодание, то супруги во имя соблюдения «приличий» все равно сохраняли видимость брака. В стародавние же времена русские самодержцы попросту избавлялись от нелюбимых жен.
Последним российским правителем, официально объявившим о разрыве с супругой, был Петр I. В 1697 году он, находясь с Великим посольством в Европе, послал домой распоряжение: свою жену Евдокию Лопухину, брак с которой был навязан царю матерью Натальей Нарышкиной еще в юном возрасте, постричь в монахини. В то время постриг являлся аналогом развода.
Позже в манифесте, изданном в связи с делом царевича Алексея – сына Петра I от первой жены, позже бежавшего за границу из-за конфликта с отцом и скоропостижно скончавшегося в застенках по возвращении на Родину, – царь так объяснял причины развода: «...за некоторые ее противности и подозрения». Под оными имелась в виду, очевидно, некоторая причастность царицы к заговору против Петра Великого.
Евдокия сопротивлялась, просила заступничества у патриарха, но безуспешно. По одной из версий, Петр поначалу даже хотел казнить супругу, но в итоге склонился к более «цивилизованному» решению своей проблемы. В 1698 году Евдокия под конвоем была доставлена в Суздальско-Покровский монастырь, куда традиционно ссылали цариц, и пострижена в монахини, сообщается, в частности, в книге «Петр Великий и его наследники». Правда, дальнейшая личная жизнь у опальной царицы сложилась относительно удачно. В 40-летнем возрасте, уже пребывая в монастыре как мирянка, она начала жить с майором Степаном Глебовым, которого знала, по некоторым данным, с детства.
Что касается Петра I, то он первое время пытался забыть неудачную семейную жизнь в объятиях любовниц, а затем вступил в гражданский брак с плененной при захвате шведской крепости Мариенбург 19-летней Мартой Самуиловной Скавронской. Спустя 20 лет она, уже повенчанная с царем и родившая ему нескольких наследников, была коронована как Екатерина I.
Великий русский реформатор стал фактически последним отечественным самодержцем, официально расторгнувшим брак с законной супругой. До него подобное практиковалось часто. Например, великий князь Василий III развелся с женой Соломонией Сабуровой, обошедшей 500 соперниц на смотре царевых невест, но так и не сумевшую родить государю сына-наследника.
Иван IV Грозный постриг в монахини аж четырех своих жен из восьми официально признанных – Анну Колтовскую, Анну Васильчикову, Василису Мелентьевну и Марию Нагую, которая перед постригом была отправлена в ссылку. С остальными супругами царь расправлялся еще более жестоко, например, Марфа Собакина и Мария Долгорукая были убиты вскоре после свадьбы. О судьбах многочисленных любовниц самодержца не известно ничего.
Лишь с первыми двумя супругами – с Анастасией Романовной и Марией Темрюковной – Ивана Грозного разлучила естественная смерть. Согласно распространенной версии, именно гибель первой, любимой, жены стала поворотным моментом в развитии личности царя, позже прославившегося своей жестокостью.
Брак как обязанность
В династии Романовых разводы не практиковались, как и в семьях советских вождей, однако это, разумеется, вовсе не означало, что все они были счастливы в семейной жизни. Из хрестоматийных примеров – отношения с женой «царя-освободителя» Александра II.
Александр II все последние годы царствования фактически не жил с супругой Марией Александровной, а завел другую семью – с давней любовницей Екатериной Долгорукой, родившей ему четверых детей.
Расставание по-европейски
В современном мире разводы глав государств – явление достаточно распространенное. Наиболее яркие примеры из современной истории – расставания первых лиц стран Европы. Так, в 1996 году разводом завершился брак принца Чарльза и Дианы Фрэнсис Спенсер. Другой пример – семейная жизнь экс-президента Франции Николя Саркози. В 1996 году будущий глава французского государства развелся с первой женой, чтобы жениться на модели Сесилии Мартен. Этот брак распался в 2007 году, и третьей женой Саркози стала тоже модель Карла Бруни.
Впрочем, случаи «цивилизованного» развода известны и в более ранней европейской истории. В 1809 году французский Сенат специальным указом расторг брак Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне, не сумевшей родить императору наследника. Этот случай по-своему уникален. В то время как монархи того периода зачастую жили в «формальных» браках, Наполеон устроил «формальный» развод – пара рассталась, но любовь друг к другу сохранила на всю жизнь. По легенде, в последние минуты перед смертью Наполеон прошептал три слова: «Армия. Франция. Жозефина».
Вера Кизилова