Cуд вновь отказался выпустить под залог россиянина Александра Фищенко, обвиняемого в незаконном экспорте в Россию микросхем и процессоров потенциально военного назначения на десятки миллионов долларов.
Помимо продажи электроники структурам, связанным с Минобороны и ФСБ, Фищенко обвиняют в том, что он являлся незарегистрированным агентом иностранного правительства и препятствовал отправлению правосудия, то есть пытался замести следы. Теоретически Фищенко грозят десятилетия тюрьмы, но на практике срок лишения свободы в США высчитывается по сложной схеме, содержащейся в «Уложении о наказаниях», согласно которому россиянину грозят где-то от 12 до 14 лет.
В этот раз Фищенко ходатайствовал о залоге перед Бруклинским федеральным судом в Нью-Йорке – в этот город его перевезли из Хьюстона, где он был арестован в прошлом октябре и где также просил об освобождении под залог.
Вместе с Фищенко были арестованы и семь других выходцев из бывшего СССР. Еще трое обвиняемых по этому делу – Дмитрий Шегуров, Сергей Клинов и Юрий Славин – находятся за пределами США и объявлены в розыск.
По делу также проходят находившаяся в Хьюстоне компания Arc Electronics, президентом которой являлся Фищенко, и связанная с нею московская фирма Apex Systems. Фищенко владел первой на пару со своей женой Викторией Соркиной и был совладельцем второй.
По словам прокуроров, двое из семи арестованных уже признали себя виновными. В предварительном заключении остались лишь Фищенко и его помощник Александр Пособилов, а остальные давно выпущены под залог до суда, дата которого пока не назначена.
Простая электроника
20 мая адвокат Фищенко Ричард Левитт представил бруклинскому судье-магистрату Луису Блуму 36-страничное ходатайство об освобождении своего подзащитного под залог в полмиллиона долларов. Поручиться за него готова группа родных и друзей.
Адвокат заранее согласился на то, чтобы Фищенко и его близкие сдали свои загранпаспорта, и чтобы его оснастили электронным датчиком, который прикрепляется на лодыжке и сигнализирует властям о его местонахождении.
Что до сути предъявленных Фищенко обвинений, то, по словам Левитта, он может доказать, что все изделия, которые тот якобы вывозил незаконно, «являют собой заурядную электронику, легко доступную из многочисленных источников по всему миру, в том числе во многих случаях и из российских». Лицензия на экспорт этих изделий, как объясняет адвокат, требуется лишь потому, что они формально отнесены к так называемым товарам «двойного назначения», которые могут иметь как военное, так и гражданское применение.
Во-вторых, пишет защитник, лично Фищенко не продал ни одного инкриминируемого ему изделия: все сделки были заключены сотрудниками его компании Arc Electronics, а не им самим. В любом случае речь идет «о минимальных и заурядных экспортных нарушениях», которые составляли ничтожную долю продаж компании.
Прокуратура инкриминирует Фищенко в общей сложности 21 незаконную сделку, пишет Левитт. По его выкладкам, это 0,03% от общего объема продаж Arc.
Например, Фищенко обвиняется в том, что в 2010 году он продал 9 партий товара якобы без надлежащей лицензии. Эти партии состояли из 546 отдельных изделий. Но в тот год компания продала в общей сложности 17531047 изделий, подчеркивает защитник и замечает, что на инкриминируемые Фищенко сделки приходилось всего 0,17% общего дохода компании за 2010-2012 гг.
Еврейские беженцы
Адвокат доказывает, что Фищенко никуда не сбежит от живущего в Хьюстоне сына.
Переходя к биографии своего клиента, Левитт сообщает, что тот родился в 1966 году в Казахстане и приехал в США с Викторией из России в 1994 году. Им предоставили политическое убежище на том основании, что «они подвергалась преследованиям в Казахстане: Виктория из-за своего еврейского происхождения, а он из-за того, что женат на еврейке».
У них семилетний сын Николас, который родился в США и учится в хьюстонской школе имени Барбары Буш. Адвокат присовокупил к своему ходатайству фотографии Фищенко с сыном и письма друзей своего подзащитного, которые дружно характеризуют его как примерного семьянина.
По словам адвоката, в случае освобождения под залог Фищенко не убежит в Россию, как предсказывает прокуратура, поскольку его родные – мать и сестра – живут в Казахстане, а не в России. Его былые поездки в Россию были связаны с делами Arc Electronics, которая прекратила существовать в связи с его арестом.
Доводы прокуратуры о том, что он может скрыться в России, замечает Левитт, «основаны на предрассудках и спекуляциях, связанных с местом рождения Фищенко и местонахождением его рынка сбыта».
28 мая прокуратура ответила на ходатайство защиты 10-страничным письмом, в котором доказывала, что «риск бегства» в случае Фищенко весьма велик, и что нет такого залога, который бы мог удержать его от того, чтобы уйти в бега.
По словам прокуроров, расследование, начатое в июле 2010 года и включавшее прослушивание телефонов Фищенко и перехват его электронной почты, выявило, что он «действовал в качестве агента российского правительства и незаконно снабжал сложной микроэлектроникой государственные ведомства России, в том числе военных и разведслужбы».
Прокуратура подчеркивает, что многие изделия, поставленные обвиняемыми, «невозможно купить в России».
Через третьи страны
По словам обвинения, Фищенко и его сотрудники переправили в Россию «сотни партий груза, которые содержали тысячи изделий, подлежащих экспортному контролю», но ни разу не заручились надлежащей лицензией ни в министерстве торговли США, ни в госдепартаменте.
Arc Electronics, по словам прокуроров, часто предоставляла американским поставщикам товара фальшивые сертификаты конечного пользователя и для отвода глаз отправляла электронику не прямо в Россию, а через третьи страны, такие как Финляндия, Канада и Германия. Точно так же россияне часто переводили плату за товар через подставные компании на британских Виргинских островах, в Панаме или Белизе.
Призывая судью не выпускать Фищенко под залог, прокуроры отмечают, что они с женой имеют гражданство России, что сам он регулярно летал за границу, начиная с 1996 года, и с тех пор побывал в России и в Европе в общей сложности 26 раз. За 10 дней до ареста он вернулся из двухнедельной поездки в Россию, где у него, очевидно, имеются связи.
Фищенко, по словам прокуратуры, получал приличный доход с Apex Systems, в которой он числился менеджером по маркетингу, и, судя по всему, держал деньги в России. У него также имеются банковские счета в Сингапуре. Поэтому у него есть финансовые возможности для бегства от правосудия, доказывали прокуроры.
Судья Блум внял доводам обвинения и отказался выпустить Фищенко под залог.
Владимир Козловский