Верховный суд страны вынес решение, которое может повлиять на всю правоохранительную систему. Полиция получила право брать образцы ДНК у подозреваемых сразу после ареста без судебного ордера. О реакции общественности на это решение рассказывает корреспондент Роман Мамонов.
Вердикт вызвал неоднозначную реакцию. В целом эксперты считают, что это позволит раскрыть огромное количество старых дел. Но многие теперь опасаются, что сдавать анализ ДНК наряду с настоящими насильниками и педофилами придется и тем, кого арестовали по ошибке.
Этого решения Верховного Суда США ждали все – полиция, криминальные адвокаты, жертвы так и не раскрытых преступлений, правозащитники. Вопрос серьезный – имеют ли сотрудники правоохранительных органов право брать образцы ДНК у всех задержанных или нет?
Решение вынесено на основе дела «Штат Мэриленд против Алонзо Кинга». В 2009 году полиция арестовала Кинга по подозрению в вооруженном нападении. На основе закона штата, позволяющего брать образцы ДНК у подозреваемых в серьезных преступлениях, анализ сделали и Алонзо. И тут выяснилось, что образец совпадает с уликами в деле 2003 года об изнасиловании.
Алонзо осудили за оба дела, отправив мужчину за решетку пожизненно. Однако адвокат преступника в Апелляционном суде сумел доказать, что анализ ДНК без ордера суда нарушает 4 поправку к Конституции США, которая запрещает необоснованные обыски и аресты и требует получения ордеров. Апелляционный суд отменил приговор, прокуратура не согласилась и дошла до Верховного Суда.
И вот вердикт. С перевесом всего в один голос (5-4) судьи постановили: полиция имеет право брать образцы ДНК у арестованных, которым даже не предъявлены обвинения и нет ордера. Судьи пояснили: ДНК – это такой же способ идентификации человека, как отпечатки пальцев или фотография.
Комментарий Ива Горнштейна (Irv Gornstein) директора Института изучения Верховного Суда Джорджтаунского университета права: «Это очень важное решение для правоохранительных органов, которые пытаются раскрыть старые дела. Если бы суд принял иное решение, это означало бы полный запрет на работу программ, которые проводит правительство и местные власти в каждом штате по поиску преступников».
Решение Верховного суда уже поддержали представители многочисленных организаций, которые объединяют жертв нераскрытых преступлений (в основном изнасилований). Впрочем, у этого вердикта есть и немало противников. Четверо судей Верховного суда, которые голосовали против, указали в пояснительной записке, что считают тотальное изъятие образцов ДНК у каждого, кого арестовывает полиция, неоправданной мерой.
Судья Антонин Скалиа (Antonin Scalia) заметил, что брать анализ ДНК теперь можно вне зависимости от того, виновен человек или нет и законен ли вообще арест. При таком подходе, иронизирует Скалиа, скоро образцы ДНК будут брать при поступлении ребенка в школу или при посадке на самолет. Такое же мнение в интервью высказал Рик Симмонс (Ric Simmons), профессор права в Университете Огайо:
«Я думаю, что сейчас мы увидим рост числа ДНК-тестов не только настоящих преступников, но и вообще всех задержанных – без разбора. Я думаю, это только начало большого процесса по расширению использования ДНК для контроля над преступностью. В решении Верховного суда нет никаких ограничений на сбор образцов ДНК. Думаю, многие штаты примут законы о тотальной проверке ДНК всех задержанных».
Сейчас в 28 штатах действуют законы, аналогичные документу в Мэриленде. По нему образцы ДНК без ордера берутся только у подозреваемых в преступлениях насильственного характера. Но кто сказал, что власти не сделают проверки тотальными?
Согласно официальной информации, в общенациональной базе ФБР (она называется CODIS, Combined DNA Index System) содержатся данные об образцах ДНК более чем 10 миллионов преступников. По правилам ФБР, если с гражданина были сняты обвинения или он был оправдан, то данные из федеральной системы удаляются. Но полиция штатов имеет право хранить эту информацию. Вот это-то и не нравится правозащитникам.
Роман Мамонов