Американские конгрессмены на днях посетили Россию, чтобы на месте выяснить подробности общения ФБР и российских спецслужб по делу Тамерлана Царнаева. Россия обрела «восторженного и неожиданного друга в лице республиканца Дэна Рорабакера», пишут СМИ: глава делегации заявил, что радикальный ислам взял США и Россию «за глотку» и что две страны должны научиться сотрудничеству.
Российская ФСБ сообщила прибывшей делегации американских конгрессменов, что не знала о длившемся полгода путешествии подозреваемого во взрывах на Бостонском марафоне Тамерлана Царнаева в неспокойную российскую республику Дагестан в прошлом году, передает со слов одного из делегатов The Wall Street Journal. В прошлом месяце дагестанские чиновники предоставили The Wall Street Journal противоположную информацию, отмечает автор статьи Пол Сонн.
Царнаев прибыл в Дагестан в январе 2012 года – менее чем через год после того, как ФСБ отправила письмо ФБР с оповещением о радикализации его взглядов.
По данным конгрессмена Стива Кинга, который ознакомился с этим документом, российские власти уведомляли ФБР о том, что Царнаев стал радикальным исламистом в 2010 году и хотел присоединиться к палестинским боевикам. Кроме того, там содержалась просьба сообщить российским властям, если Царнаев решит поехать в Россию.
«В Дагестане Царнаев был холодно принят некоторыми из исламистов, – говорится в статье. – Он смазывал волосы оливковым маслом и использовал темную подводку для глаз, очевидно, пытаясь подражать современной джихадистской моде, как рассказал Мохамад Магомедов, подружившийся с ним в местной мечети. Такой внешний вид непопулярен в консервативном Дагестане. Хотя у Царнаева появился круг друзей, некоторые прихожане салафитской мечети сочли его странным. По словам других, они опасались, что его вызывающее поведение привлечет к ним излишнее внимание властей».
На пресс-конференции в американском посольстве в Москве в воскресенье конгрессмены не смогли сообщить, что именно заставило российские спецслужбы написать это письмо и каким образом они получили данные о Царнаеве, жителе Бостона, замечает автор публикации.
«Сотрудники российских спецслужб заявили делегации конгрессменов США, что взрывы на Бостонском марафоне можно было предотвратить, если бы США задействовали предоставленную Москвой информацию», – пишет московский корреспондент The Washington Post Кэти Лэлли.
Шестеро членов Конгресса встретились с высокопоставленными сотрудниками ФСБ и контрразведки в четверг и ознакомились с копией письма, которое представители России передали ФБР в марте 2011 года. «Письмо, зачитанное делегации переводчиком, позволяет предположить, что Тамерлан Царнаев был гораздо большим приверженцем идей джихада, чем сообщалось ранее», – отмечает автор статьи. Его взгляды радикализовались в Бостоне в 2010 году, и он хотел присоединиться к палестинским боевикам, но оставил эту идею из-за языкового барьера. Будучи носителем русского языка, он обратил свой взгляд к Дагестану.
По словам одного из делегатов, Уильяма Китинга, в письме были указаны дата рождения Царнаева, номер его мобильного телефона, информация о его боксерской карьере, сведения о жене и матери. Кэти Лэлли отмечает, что подробный обзор жизни Царнаева вызвал вопросы: как ФСБ собрала столько информации о семье из Бостона?
По заявлениям российских чиновников, они не знали о том, что Царнаев находился в Дагестане, хотя репортажи оттуда предполагают, что у местных представителей власти была информация о нем. «Царнаев прибыл с киргизским паспортом, что не привлекло к себе внимания», – приводит аргументы российской стороны автор статьи.
Россия обрела восторженного и, возможно, неожиданного друга в лице республиканца Дэна Рорабакера, главы делегации Конгресса, прибывшей в Россию почти на неделю. В воскресенье он заявил, что радикальный ислам взял Соединенные Штаты и Россию «за глотку» и что две страны должны научиться сотрудничеству, пишет The Washington Post. «По сути, мы столкнулись с одинаковыми серьезными проблемами», – сказал Рорабакер, который возглавляет внешнеполитический подкомитет Палаты представителей по вопросам Европы, Евразии и новых угроз.
Члены делегации встретились с заместителем премьер-министра России Дмитрием Рогозиным и с высокопоставленными представителями ФСБ, сообщает издание. Затем они осуществили краткую поездку, организованную звездой боевиков Стивеном Сигалом, в Беслан, где в 2004 году захват заложников в школе привел к гибели 380 человек.
На пресс-конференции в воскресенье Рорабакер и республиканец Стив Кинг подтвердили давний российский аргумент о том, что у России, Европы и США один общий враг – радикальный ислам.
Кинг заявил, что Соединенные Штаты должны изучить антитеррористические методы ФСБ и принять на вооружение те из них, которые работают. Он сказал, что у России лучше обстоят дела с операциями разведки в Бостоне, чем у США на Северном Кавказе, передает издание. «Республиканцы не всегда были так проникнуты к России. В прошлом году республиканский кандидат в президенты Митт Ромни назвал Россию геополитическим противником США номер один», – отмечает автор статьи Уилл Ингланд. «Это было абсурдное заявление», – сказал в воскресенье Рорабакер.